18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Историческом музее обкатывают будущую экспозицию Новодевичьего

Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в ГИМ.  Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Строительство большого филиала ГИМа по соседству с самым известным московским монастырем будет продолжаться еще минимум пару лет, но юбилей не ждет. В здании на Красной площади собрали выставку в ознаменование 500-летия Новодевичьего монастыря

Государственный исторический музей покинул помещения Новодевичьего монастыря, которые занимал с 1934 года, десять лет назад, однако их сепарация друг от друга так и не произошла. Да этому и не суждено случиться (при существующем законодательстве РФ): ценнейшие иконостасы обители остаются на балансе ГИМа. Более того, в разгаре строительство филиала музея через дорогу от монастыря, который также станет точкой на маршруте православных паломников. Постоянная экспозиция в нем будет посвящена истории православия вообще и Новодевичьего монастыря в частности; частично она будет состоять из церковных сокровищ, находившихся в нем ранее.

Закончить строительство обещают в 2026 году. В музее же пока собрали большую выставку, которой одновременно отмечают 500-летие Новодевичьего, основанного в 1524 году, и репетируют постоянную экспозицию нового здания. В ней — сокровища монастырской ризницы XVI–XVII веков, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря XVI–XIX веков и другие памятники русского церковного искусства. В числе старейших экспонатов выставки — вклады Ивана Грозного: икона «Богоматерь Ярославская» 1564 года и серебряная чаша, поминальный вклад по скончавшемуся сыну Ивану.

Ларчик из хором царевен Милославских в Новодевичьем монастыре. Россия. XVII в.  Фото: Государственный исторический музей
Ларчик из хором царевен Милославских в Новодевичьем монастыре. Россия. XVII в.
Фото: Государственный исторический музей

А поскольку монастырь всегда был женским, причем местом жительства представительниц царской семьи, среди экспонатов необычайно много (если сравнивать со стандартной выставкой церковного искусства) предметов, связанных именно с женщинами. Недаром прежде ГИМа советская власть ненадолго поселила в монастыре Музей раскрепощения женщины. Мы увидим предметы, изготовленные руками местных вышивальщиц и других ремесленниц, а также вещи, стоявшие в кельях бывших царевен и цариц из семей Годуновых и Романовых.

Отдельно зрителю рассказывают о роли монастыря в исторических событиях. Ведь это не просто место жительства царственных насельниц, но и одна из самых укрепленных крепостей Москвы, притягивавшая внимание врагов и в Смутное время, и при наполеоновском нашествии. Исторический дискурс усилен демонстрацией портретов персонажей, связанных с Новодевичьим монастырем. Они отдельно ценны тем, что многие из этих парсун, например царевны Софьи, создавались на заре возникновения в России портретного жанра.

Плащаница «Положение в гроб». 1544-1545.  Фото: Государственный исторический музей
Плащаница «Положение в гроб». 1544-1545.
Фото: Государственный исторический музей

Финальный раздел экспозиции посвящен событиям после 1917 года, а также возрождению монашеской активности после возвращения монастыря РПЦ в недавнем прошлом. Интерактивные технологии позволят заглянуть в те уголки истории, которые невозможно показать в здании музея. Например, в цифровом виде обещают воспроизвести фрески Смоленского собора монастыря, показать место обители на карте в системе монастырей-крепостей вокруг Москвы, а также воссоздать облик ее архитектурного ансамбля по состоянию на XVII век.

Государственный исторический музей
«Оплот веры. К 500-летию основания Новодевичьего монастыря»
До 11 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+