Художественная карьера Бронции Коллер-Пинель (урожденной Брониславы Пинелес) длилась недолго. Два десятилетия художница выставлялась в Вене рядом с Густавом Климтом, но к началу 1930-х она — как женщина и как еврейка — вынуждена была уйти в тень. Ее наследие оставалось почти позабытым долгие годы после Второй мировой войны. Персональная выставка в венском Бельведере должна по праву вернуть ее в круг художников венского Сецессиона.
Бронция Пинель (1863–1934) родилась в еврейской семье в Галиции (на территории современной Польши). В 1873 году они переехали в Вену. Академическое образование для женщин в те годы было недоступно, так что девушке пришлось брать частные уроки. Позже Бронция отправилась в Мюнхен, где обучалась в Женской академии. Там она начала работать в стилистике мюнхенской школы живописи, используя насыщенные цвета и жесткие контуры. Вернулась в Вену в 1890 году, регулярно участвовала в выставках в венском Доме художников, в 1893 году выставлялась на Всемирной выставке в Чикаго.
В 1896 году художница в салоне Розы Майредер, австрийской писательницы, музыканта и феминистки, познакомилась со своим будущим мужем Хуго Коллером, ученым и врачом. Супруги окончательно обосновались в Вене в 1902 году, и Бронция Коллер-Пинель с готовностью восприняла влияние венского модернизма: плоскостную композицию, изящный контур и светлые оттенки цвета. В 1908-м она показала свои работы в Доме художников рядом с произведениями Густава Климта. Эти годы были венцом ее карьеры. Женщина со средствами, Коллер-Пинель держала художественный салон и заказала оформление квартиры в Вене и загородного дома в Обервальтерсдорфе знаменитым художникам и дизайнерам Коломану Мозеру и Йозефу Хоффману.
В 1912 году ее работы участвовали в выставке «Зондербунд», собравшей в Кельне все самые крупные имена европейского искусства того времени — от ван Гога до Пикассо. Кроме того, Коллер-Пинель активно участвовала в основании новых объединений художников, например Нового венского Сецессиона. В 1918-м художница познакомилась с Эгоном Шиле, но развитию отношений помешала его смерть в том же году.
На заключительном этапе карьеры Коллер-Пинель обменивалась идеями со своей дочерью Сильвией, учившейся у экспрессиониста Карла Хофера, и проявила интерес к направлению «новая вещественность». К началу 1930-х художница вынуждена была отойти в тень, как минимум из-за еврейского происхождения. После войны Сильвия Коллер старалась продвигать наследие матери, так что теперь немало ее работ хранится в музейных собраниях.
На выставке представлены произведения художницы, датирующиеся 1900–1920-ми годами, в том числе автопортрет 1905 года, на котором Бронция предстает как брюнетка с резкими чертами лица, силуэт которой контрастен фону. В 1907–1908 годах художница написала портрет Сильвии, тогда подростка, с птичьей клеткой: фигура девочки в красном платье, решетка клетки и плитки пола создают беспокойное равновесие.
«Антисемитская атмосфера нацистского периода стерла из истории искусства воспоминания о вкладе Коллер-Пинель, — говорит генеральный директор Бельведера Стелла Роллинг. — Персональная выставка показывает качество ее живописи и заставляет вспомнить о ее вкладе в художественную атмосферу Вены 1900-х годов».
Бельведер
«Бронция Коллер-Пинель»
До 8 сентября