18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллажи и мизансцены Сергея Параджанова в Гослитмузее

Сергей Параджанов на съемках фильма «Андриеш» Молдавия. 1954. Фотограф И.А. Грязнов  Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов на съемках фильма «Андриеш» Молдавия. 1954. Фотограф И.А. Грязнов
Фото: Государственный центральный музей кино
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Когда великому режиссеру запрещали снимать кино и даже когда его лишали свободы, он становился художником, превращая любые предметы в искусство. Двум ипостасям одного гения посвящена юбилейная выставка

К 100-летию Сергея Параджанова (1924–1990) в Гослитмузее подготовились на совесть: на юбилейной выставке более 200 предметов. «Все представленные материалы — это только то, что удалось найти в Москве, — рассказывает куратор Ольга Залиева. — Отбор экспонатов в Музее кино, в огромном количестве частных собраний был очень трудоемким. Но благодаря этому здесь представлено много вещей, никому не известных и никем не виданных».

Сергей Параджанов. «Ассириец с черным цветком». Кукла. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов. «Ассириец с черным цветком». Кукла. 1970-е.
Фото: Государственный центральный музей кино

Глубокий бордовый цвет стен в сочетании с пестрыми коврами воссоздает колорит восточных кинолент — «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Сергей Параджанов обладал даром проникать в сущность многих культур, не зря одним из лучших фильмов в истории украинского кино считается его «Тени забытых предков». Режиссер уловил дух, передал уникальность мировосприятия и быта гуцульского народа. С этой работы начинается последовательное повествование о творческой биографии режиссера. В экспозиции представлены национальная одежда и посуда, гуцульский топорик, эскизы костюмов, фотографии, кадры из фильма, плакаты.

Следующий раздел посвящен самой известной кинокартине Параджанова — «Цвет граната». Фильм, дошедший до нас в монтажной версии Сергея Юткевича, приобрел общекультурное значение. С фотографий и плакатов на нас смотрит муза мастера — неподражаемая Софико Чиаурели, сыгравшая в ленте сразу шесть ролей. Роскошные параджановские коллажи не уступают по насыщенности и символичности фрагментам из «Цвета граната», инкрустированным в экспозицию. Каждый коллаж, по словам куратора, «можно легко развернуть до мизансцены из фильма», а многие кадры, наоборот, «являются не чем иным, как красочными коллажами».

Сергей Параджанов. «Благовещенье». Коллаж. 1970-е. Фото: Государственный центральный музей кино
Сергей Параджанов. «Благовещенье». Коллаж. 1970-е.
Фото: Государственный центральный музей кино

Главной трагедии в жизни Параджанова посвящен зал под названием «Зона. Режиссер в законе». Ежедневное творчество — создание произведений из любых подручных материалов, от проволоки до засушенных цветов, — позволяло Параджанову чувствовать себя свободным даже в тюрьме. В экспозиции представлены работы, созданные на зоне, и письма близким: бывшей жене Светлане Щербатюк, племяннику Георгию, другу Василию Катаняну, Лиле Брик, заступничество которой помогло ему досрочно выйти на свободу. Символично выглядит фотография: Параджанов на зоне в окружении музыкантов-заключенных — ансамбль называется «Надежда».

Еще один зал описывает жизнь Параджанова в Тбилиси. Лишенный права быть режиссером, он становится художником. На выставке впервые экспонируется серия из восьми его коллажей к балету по роману Максима Горького «Мать», их предоставил племянник режиссера Георгий Параджанов. На знаменитых фотографиях Юрия Мечитова Параджанов в окружении друзей: Владимира Высоцкого, Тонино Гуэрры, Марчелло Мастроянни, Майи Плисецкой, Андрея Тарковского. Здесь же работы и других прославленных фотографов: Виктора Баженова, Валерия Плотникова, Юрия Роста.

А.С. Махов. Плакат к фильму «Легенда о Сурамской крепости». 1984. Фото: Государственный центральный музей кино
А.С. Махов. Плакат к фильму «Легенда о Сурамской крепости». 1984.
Фото: Государственный центральный музей кино

Отдельный зал посвящен картинам «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», созданным в период, когда после очередного ареста и освобождения режиссер, благодаря поддержке мировой общественности, получает право снимать. Специально к выставке Рустам Хамдамов написал две картины — «Дары Сергею Параджанову». Они представлены в последнем зале наряду с работами родственников и друзей знаменитого режиссера, которых вдохновляли миры Параджанова

Государственный литературный музей
«Сергей Параджанов. "Вечный полет"»
До 27 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+