Все лето в Серпуховском историко-художественном музее что-то происходит: мастер-классы, лекции, кинопоказы, концерты. Первая Биеннале визуальных искусств была задумана ее куратором Алиной Сапрыкиной как поэтапный проект, который, словно цветок, раскрывается постепенно. Открылась биеннале основным проектом — выставкой «Авангард: мастерская будущего», где наряду с произведениями Элия Белютина, Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и Роберта Фалька представлены работы современных авторов: Екатерины Емельяновой, Романа Ермакова, Ирины Кориной, Дмитрия Шабалина и других. Девять залов на втором этаже особняка промышленницы Анны Мараевой, построенного по проекту Романа Клейна, архитектора Пушкинского музея, превратились в визуальную поэму, в которой зашиты ключи новаторского видения и передовых подходов к искусству. Экспозицию складывали в концептуальное высказывание кураторы Алина Сапрыкина и Марина Федоровская. Благо было из чего.
Серпуховскому музею повезло с коллекцией. После революции сюда попало собрание Наталии Гончаровой, которое осталось в доме отца художницы после ее отъезда вместе с мужем Михаилом Ларионовым за границу. Здание в Трехпрудном переулке построил отец Наталии, архитектор Сергей Гончаров, для своей семьи. С Михаилом художница познакомилась, когда им было по 19 лет, они стали жить в Трехпрудном. Их мастерская превратилась в своеобразный культурный центр: там собирались художники и поэты. По соседству жила Марина Цветаева и нередко захаживала к подруге. Многие друзья оставляли свои картины в подарок. В 1915 году, когда Гончарова и Ларионов по приглашению Сергея Дягилева отправились во Францию участвовать в подготовке «Русских сезонов», мастерская с картинами осталась нетронутой. Супруги не думали, что уже не вернутся на родину. После революции содержимое мастерской в Трехпрудном переулке почти полностью оказалось в серпуховском музее. Десятилетиями собрание толком никто не видел, и лишь в последние годы его начали показывать публике. В этом году музей отмечает 105-летие, и впервые уникальное собрание показали в экспериментальном формате, соединив с современным искусством.
Чтобы стать важной культурной точкой, нужно не только хранить, отражать и презентовать историю и искусство, но и создавать новый контент. Людям интересно наблюдать процессы и принимать в них участие — это важная характеристика нашего времени. Есть такая концепция, что мы живем в эпоху «человека креативного», для которого важна самореализация, причем в сообществе, а наибольшие возможности для этого дают искусство и культура. За мараевским особняком еще много заводских корпусов, которые могли бы стать частью музея. Здесь напрашивается культурный кластер, который развивался бы в направлении синтеза классического и современного искусства, дизайна и других форматов.
Первый зал становится своего рода эпиграфом, который задает тон лабораторному проекту. Натюрморт Ильи Машкова перекликается с объектом-табуреткой «Конструктивизм» Натальи Арендт, ироничным циклом Андрея Люблинского «Приключения Казимира» и скульптурой, словно из пятого измерения, Романа Ермакова. Следом зрителей ждут семь залов, где выстраиваются синонимичные ряды между произведениями художников разных эпох. Стремление к будущему соединяется с переосмыслением традиций, обращение к природе и фольклору — с научно-техническим прогрессом. В этой поэме, которая обозначает основные направления начала ХХ века — футуризм, конструктивизм, супрематизм, не стоит искать конкретных ответов на вечные вопросы, но в ней есть романтика и подчеркивается общее и уникальное в стиле каждого автора. Неожиданной рифмой, например, становится сопоставление пастельной, почти бесцветной графики Михаила Ларионова с черно-белой фигуративной серией Евгении Буравлевой и абстракциями Алексея Гана.
Пройдя залы с ключами от авангарда, зритель попадает в финальную точку, где искусство творится «здесь и сейчас». В этой белой, стерильной лаборатории художники встречаются с местными жителями, желающими проявить свои художественные идеи. Роман Ермаков, Ольга Хан и Александр Чичиканов в течение нескольких месяцев создают тут арт-объект, который будет выставлен на всеобщее обозрение в последний день работы биеннале — 29 сентября.
Как рассказал нашему изданию Роман Ермаков, на первых встречах выбирали тему и форму произведения и решили посвятить его символу Серпухова — павлину. Еще в XVII веке царский окольничий Михаил Колупаев подарил Высоцкому монастырю павлинов. Со временем там появился целый выводок райских птиц, потом павлин попал на городской герб, а Серпухов в народе начали называть Павлиноградом. Не случайно у входа в Серпуховский историко-художественный музей установлена маленькая бронзовая скульптура павлина с палитрой — подобные (только с другими атрибутами) можно найти по всему городу. Однако у павлина, которого создают участники лаборатории биеннале, конструктивистская основа. Фигура собрана из трех кубов, они стали каркасом, а на него художники нанизывают разные детали. Например, хвост будет представлять собой карту города.
Еще одна выставка в рамках Биеннале визуальных искусств называется «Ткань времени», и она тоже носит экспериментальный для музея характер. Художница Галина Смирнская интегрировала в постоянную экспозицию свои арт-объекты и вышивки. Основой для многих из них стали архивные советские фотографии работниц текстильных фабрик. Только лица женщин закрашены краской, что перекликается с безликим крестьянским циклом Казимира Малевича, а одежда расшита настоящими нитками. Выставка-интервенция — это новый взгляд на прошлое Серпухова, веками славившегося производством парусины, ситца и другого текстиля.
Помимо двух выставочных проектов, в городе появилось несколько уличных объектов. Это принт на фасаде здания на улице Ворошилова из серии «АвангардИна» Владислава Дакеса, навеянный произведениями Василия Кандинского. Композиция из синих точек и черных линий напоминает запись в нотной тетради, только не ровную, а будто бы танцующую. Тот же уличный художник устроил на открытии биеннале мастер-класс по рисованию баллончиками — вместе со всеми желающими расписывал арт-объекты, сделанные по лекалам конструкции, которая с 1928 года возвышалась над местным артезианским источником. Когда-то сооружение стояло на Московской улице, но до наших дней дошла лишь его фотография.
Все эти проекты — лишь первые шаги, задел на будущее. Директор музея Жанна Алейникова надеется присоединить к музейной территории соседнее здание бывшей текстильной фабрики Мараевой, где могли бы появиться арт-резиденции и пространства для временных и постоянных проектов. Пока ведутся трехсторонние переговоры — между музеем, городскими властями и владельцами здания — о его передаче под культурную площадку. Вид из внутреннего двора музея на ветшающую фабрику ХIХ века за забором явно не под стать городу, который претендует на вступление в Золотое кольцо. Появление новых площадок — далекая, но, кажется, неотвратимая перспектива, а пока серпуховский музей задает тон форматом экспериментальной биеннале — первой в Подмосковье.
Биеннале визуальных искусств «Искусство видеть. Авангард», Серпухов
До 29 сентября