18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая биеннале в Подмосковье вышла в авангард

«Ткань времени». Фрагмент экспозиции. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Ткань времени». Фрагмент экспозиции.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

До конца сентября в Серпухове идет первая Биеннале визуальных искусств «Искусство видеть. Авангард», которая обещает не только вывести местный художественный музей на новый уровень, но и создать новые точки притяжения в городе и регионе

Все лето в Серпуховском историко-художественном музее что-то происходит: мастер-классы, лекции, кинопоказы, концерты. Первая Биеннале визуальных искусств была задумана ее куратором Алиной Сапрыкиной как поэтапный проект, который, словно цветок, раскрывается постепенно. Открылась биеннале основным проектом — выставкой «Авангард: мастерская будущего», где наряду с произведениями Элия Белютина, Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и Роберта Фалька представлены работы современных авторов: Екатерины Емельяновой, Романа Ермакова, Ирины Кориной, Дмитрия Шабалина и других. Девять залов на втором этаже особняка промышленницы Анны Мараевой, построенного по проекту Романа Клейна, архитектора Пушкинского музея, превратились в визуальную поэму, в которой зашиты ключи новаторского видения и передовых подходов к искусству. Экспозицию складывали в концептуальное высказывание кураторы Алина Сапрыкина и Марина Федоровская. Благо было из чего.

«Искусство видеть. Авангард». Фрагмент экспозиции. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Искусство видеть. Авангард». Фрагмент экспозиции.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховскому музею повезло с коллекцией. После революции сюда попало собрание Наталии Гончаровой, которое осталось в доме отца художницы после ее отъезда вместе с мужем Михаилом Ларионовым за границу. Здание в Трехпрудном переулке построил отец Наталии, архитектор Сергей Гончаров, для своей семьи. С Михаилом художница познакомилась, когда им было по 19 лет, они стали жить в Трехпрудном. Их мастерская превратилась в своеобразный культурный центр: там собирались художники и поэты. По соседству жила Марина Цветаева и нередко захаживала к подруге. Многие друзья оставляли свои картины в подарок. В 1915 году, когда Гончарова и Ларионов по приглашению Сергея Дягилева отправились во Францию участвовать в подготовке «Русских сезонов», мастерская с картинами осталась нетронутой. Супруги не думали, что уже не вернутся на родину. После революции содержимое мастерской в Трехпрудном переулке почти полностью оказалось в серпуховском музее. Десятилетиями собрание толком никто не видел, и лишь в последние годы его начали показывать публике. В этом году музей отмечает 105-летие, и впервые уникальное собрание показали в экспериментальном формате, соединив с современным искусством.

Цитата
Алина Сапрыкина
куратор Биеннале визуальных искусств

Чтобы стать важной культурной точкой, нужно не только хранить, отражать и презентовать историю и искусство, но и создавать новый контент. Людям интересно наблюдать процессы и принимать в них участие — это важная характеристика нашего времени. Есть такая концепция, что мы живем в эпоху «человека креативного», для которого важна самореализация, причем в сообществе, а наибольшие возможности для этого дают искусство и культура. За мараевским особняком еще много заводских корпусов, которые могли бы стать частью музея. Здесь напрашивается культурный кластер, который развивался бы в направлении синтеза классического и современного искусства, дизайна и других форматов.

Еще…

Первый зал становится своего рода эпиграфом, который задает тон лабораторному проекту. Натюрморт Ильи Машкова перекликается с объектом-табуреткой «Конструктивизм» Натальи Арендт, ироничным циклом Андрея Люблинского «Приключения Казимира» и скульптурой, словно из пятого измерения, Романа Ермакова. Следом зрителей ждут семь залов, где выстраиваются синонимичные ряды между произведениями художников разных эпох. Стремление к будущему соединяется с переосмыслением традиций, обращение к природе и фольклору — с научно-техническим прогрессом. В этой поэме, которая обозначает основные направления начала ХХ века — футуризм, конструктивизм, супрематизм, не стоит искать конкретных ответов на вечные вопросы, но в ней есть романтика и подчеркивается общее и уникальное в стиле каждого автора. Неожиданной рифмой, например, становится сопоставление пастельной, почти бесцветной графики Михаила Ларионова с черно-белой фигуративной серией Евгении Буравлевой и абстракциями Алексея Гана.

«Искусство видеть. Авангард». Фрагмент экспозиции. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Искусство видеть. Авангард». Фрагмент экспозиции.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Пройдя залы с ключами от авангарда, зритель попадает в финальную точку, где искусство творится «здесь и сейчас». В этой белой, стерильной лаборатории художники встречаются с местными жителями, желающими проявить свои художественные идеи. Роман Ермаков, Ольга Хан и Александр Чичиканов в течение нескольких месяцев создают тут арт-объект, который будет выставлен на всеобщее обозрение в последний день работы биеннале — 29 сентября.

Как рассказал нашему изданию Роман Ермаков, на первых встречах выбирали тему и форму произведения и решили посвятить его символу Серпухова — павлину. Еще в XVII веке царский окольничий Михаил Колупаев подарил Высоцкому монастырю павлинов. Со временем там появился целый выводок райских птиц, потом павлин попал на городской герб, а Серпухов в народе начали называть Павлиноградом. Не случайно у входа в Серпуховский историко-художественный музей установлена маленькая бронзовая скульптура павлина с палитрой — подобные (только с другими атрибутами) можно найти по всему городу. Однако у павлина, которого создают участники лаборатории биеннале, конструктивистская основа. Фигура собрана из трех кубов, они стали каркасом, а на него художники нанизывают разные детали. Например, хвост будет представлять собой карту города.

Еще одна выставка в рамках Биеннале визуальных искусств называется «Ткань времени», и она тоже носит экспериментальный для музея характер. Художница Галина Смирнская интегрировала в постоянную экспозицию свои арт-объекты и вышивки. Основой для многих из них стали архивные советские фотографии работниц текстильных фабрик. Только лица женщин закрашены краской, что перекликается с безликим крестьянским циклом Казимира Малевича, а одежда расшита настоящими нитками. Выставка-интервенция — это новый взгляд на прошлое Серпухова, веками славившегося производством парусины, ситца и другого текстиля.

«Ткань времени». Фрагмент экспозиции. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Ткань времени». Фрагмент экспозиции.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Помимо двух выставочных проектов, в городе появилось несколько уличных объектов. Это принт на фасаде здания на улице Ворошилова из серии «АвангардИна» Владислава Дакеса, навеянный произведениями Василия Кандинского. Композиция из синих точек и черных линий напоминает запись в нотной тетради, только не ровную, а будто бы танцующую. Тот же уличный художник устроил на открытии биеннале мастер-класс по рисованию баллончиками — вместе со всеми желающими расписывал арт-объекты, сделанные по лекалам конструкции, которая с 1928 года возвышалась над местным артезианским источником. Когда-то сооружение стояло на Московской улице, но до наших дней дошла лишь его фотография.

Все эти проекты — лишь первые шаги, задел на будущее. Директор музея Жанна Алейникова надеется присоединить к музейной территории соседнее здание бывшей текстильной фабрики Мараевой, где могли бы появиться арт-резиденции и пространства для временных и постоянных проектов. Пока ведутся трехсторонние переговоры — между музеем, городскими властями и владельцами здания — о его передаче под культурную площадку. Вид из внутреннего двора музея на ветшающую фабрику ХIХ века за забором явно не под стать городу, который претендует на вступление в Золотое кольцо. Появление новых площадок — далекая, но, кажется, неотвратимая перспектива, а пока серпуховский музей задает тон форматом экспериментальной биеннале — первой в Подмосковье.

Биеннале визуальных искусств «Искусство видеть. Авангард», Серпухов
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+