Роскошно иллюстрированная книга Пола Робертса «Древний Рим в пятидесяти памятниках» содержит рисунок, воссоздающий облик мавзолея Августа. Это сооружение похоже на самую большую в истории ярмарочную карусель. Первый римский император задумался о мавзолее в 28 году до н.э., за 42 года до своей смерти. Сооружение в форме барабана (радикально новая для Рима архитектура, вдохновленная этрусскими и греческими образцами) возводилось, чтобы увековечить божественную славу властителя. Первоначально мавзолей был украшен множеством колонн и скульптур, увенчан огромной бронзовой статуей императора и опоясан стеной диаметром 87 м с облицовкой из белого травертина.
Мавзолей сохранился — потрепанный, но по-прежнему монументальный. По сведениям античного историка Светония, Август хвастался тем, что принял Рим кирпичным, а оставил мраморным, однако кирпич (и еще чудо-материал бетон, который позволил Пантеону сохраниться нетронутым на протяжении 2 тыс. лет) оказался более долговечным.
Рассказы Пола Робертса о многовековой судьбе объектов, упомянутых в его «Пятидесяти памятниках», захватывают воображение. Например, тот же мавзолей Августа потерял свой полированный мрамор и изысканное убранство в 1160-х годах, к XVII веку его использовали для корриды и охоты на быков, а в XIX веке он стал театрально-концертным залом. Корпус, предназначенный для урны Агриппины Старшей, внучки Августа и матери печально известного Калигулы, в Средние века использовался для хранения и фасовки зерна. Любопытно, что в XX веке Бенито Муссолини приказал снести все постройки вокруг мавзолея, чтобы усилить его доминирующее положение, и явно рассчитывал на то, что именно здесь будут упокоены его бренные останки.
Акварель, воссоздающая первоначальный вид мавзолея Августа, написана французским архитектором и археологом Жан-Клодом Гольвеном и входит в число сотен других иллюстраций в книге — от картин и гравюр старых мастеров до фотографий. Одна из самых красивых иллюстраций — визуальное воссоздание некогда гигантского и ныне утраченного Капитолийского храма. Это творение Чарльза Роберта Кокерелла, ученого и архитектора XIX века, в число проектов которого входил Музей Ашмола в Оксфорде, где Робертс работает хранителем — исследователем древностей. А многие мрачные изображения принадлежат художнику-монументалисту и археологическому иллюстратору Алану Сорреллу (1904–1974), чей архив хранится в том же музее.
Формально книга охватывает почти тысячелетие — от Капитолийского храма, строительство которого было начато в конце 600-х годов до н.э., до колонны Фоки, воздвигнутой в 608 году н.э., в период недолгого правления этого византийского императора. Однако в название книги Робертса вкралось серьезное преуменьшение: этот человек посетил гораздо больше мест, чем изначально заявленные 50. Вообще-то, экс-директор Британского музея Нил Макгрегор должен бы сожалеть о том, что не додумался запатентовать эту идею, когда в 2010 году опубликовал «Историю мира в 100 предметах». Но сколь банальным ни казалось бы название, путешествие Робертса по древнему и современному Риму — полный восторг. И хотя для формата карманной книги это 256-страничное издание все же великовато, оно вполне пригодится для планирования эпичного отдыха в Вечном городе.