18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнеримские каникулы с погружением в толщу столетий

Триумфальная арка Константина в Риме. Фото: Faith Crabtree
Триумфальная арка Константина в Риме.
Фото: Faith Crabtree
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Британский исследователь Пол Робертс в своей книге предложил захватывающие истории 50 монументальных проектов, которые в той или иной мере определили лицо Вечного города

Роскошно иллюстрированная книга Пола Робертса «Древний Рим в пятидесяти памятниках» содержит рисунок, воссоздающий облик мавзолея Августа. Это сооружение похоже на самую большую в истории ярмарочную карусель. Первый римский император задумался о мавзолее в 28 году до н.э., за 42 года до своей смерти. Сооружение в форме барабана (радикально новая для Рима архитектура, вдохновленная этрусскими и греческими образцами) возводилось, чтобы увековечить божественную славу властителя. Первоначально мавзолей был украшен множеством колонн и скульптур, увенчан огромной бронзовой статуей императора и опоясан стеной диаметром 87 м с облицовкой из белого травертина.

Paul Roberts. Ancient Rome in Fifty Monuments. Thames & Hudson. 256 с.: 185 цв. ил. £30. На английском языке
Paul Roberts. Ancient Rome in Fifty Monuments. Thames & Hudson. 256 с.: 185 цв. ил. £30. На английском языке

Мавзолей сохранился — потрепанный, но по-прежнему монументальный. По сведениям античного историка Светония, Август хвастался тем, что принял Рим кирпичным, а оставил мраморным, однако кирпич (и еще чудо-материал бетон, который позволил Пантеону сохраниться нетронутым на протяжении 2 тыс. лет) оказался более долговечным.

Ян Гёри. «Реконструкция античного мавзолея Августа и вид на его руины». Не ранее 1704.  Фото: MET MUSEUM
Ян Гёри. «Реконструкция античного мавзолея Августа и вид на его руины». Не ранее 1704.
Фото: MET MUSEUM

Рассказы Пола Робертса о многовековой судьбе объектов, упомянутых в его «Пятидесяти памятниках», захватывают воображение. Например, тот же мавзолей Августа потерял свой полированный мрамор и изысканное убранство в 1160-х годах, к XVII веку его использовали для корриды и охоты на быков, а в XIX веке он стал театрально-концертным залом. Корпус, предназначенный для урны Агриппины Старшей, внучки Августа и матери печально известного Калигулы, в Средние века использовался для хранения и фасовки зерна. Любопытно, что в XX веке Бенито Муссолини приказал снести все постройки вокруг мавзолея, чтобы усилить его доминирующее положение, и явно рассчитывал на то, что именно здесь будут упокоены его бренные останки.

Эдмон Жан-Батист Полен. «Поперечный срез терм Диоклетиана, выполненный французским архитектором Эдмоном Поленом».  Фото: Wikimedia Commons
Эдмон Жан-Батист Полен. «Поперечный срез терм Диоклетиана, выполненный французским архитектором Эдмоном Поленом».
Фото: Wikimedia Commons

Акварель, воссоздающая первоначальный вид мавзолея Августа, написана французским архитектором и археологом Жан-Клодом Гольвеном и входит в число сотен других иллюстраций в книге — от картин и гравюр старых мастеров до фотографий. Одна из самых красивых иллюстраций — визуальное воссоздание некогда гигантского и ныне утраченного Капитолийского храма. Это творение Чарльза Роберта Кокерелла, ученого и архитектора XIX века, в число проектов которого входил Музей Ашмола в Оксфорде, где Робертс работает хранителем — исследователем древностей. А многие мрачные изображения принадлежат художнику-монументалисту и археологическому иллюстратору Алану Сорреллу (1904–1974), чей архив хранится в том же музее.

Алан Соррелл. «Реконструкция Римского форума IV века с видом на храм Юпитера».  Фото: Ashmolean Museum, University of Oxford
Алан Соррелл. «Реконструкция Римского форума IV века с видом на храм Юпитера».
Фото: Ashmolean Museum, University of Oxford

Формально книга охватывает почти тысячелетие — от Капитолийского храма, строительство которого было начато в конце 600-х годов до н.э., до колонны Фоки, воздвигнутой в 608 году н.э., в период недолгого правления этого византийского императора. Однако в название книги Робертса вкралось серьезное преуменьшение: этот человек посетил гораздо больше мест, чем изначально заявленные 50. Вообще-то, экс-директор Британского музея Нил Макгрегор должен бы сожалеть о том, что не додумался запатентовать эту идею, когда в 2010 году опубликовал «Историю мира в 100 предметах». Но сколь банальным ни казалось бы название, путешествие Робертса по древнему и современному Риму — полный восторг. И хотя для формата карманной книги это 256-страничное издание все же великовато, оно вполне пригодится для планирования эпичного отдыха в Вечном городе.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+