Реставрационный проект стал первым этапом масштабной культурно-просветительской программы #вСветеPOSIÉ, запущенной брендом POSIÉ весной 2024 года. Она направлена на изучение, сохранение и развитие российских ювелирных традиций, а также поддержку инициатив в области искусства и образования. В рамках проекта с Государственным Эрмитажем проходит реставрация пяти ювелирных изделий авторства Иеремии Позье периода 1740–1760-х годов.
Пять уникальных изделий придворного ювелира из эрмитажной Галереи драгоценностей будут бережно отреставрированы и после представлены публике. Список включает табакерку с чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов; табакерку с корзиной цветов, декорированную чеканными орнаментами; табакерку с вензелем императрицы Елизаветы Петровны — один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века; мушечницу с двуглавым орлом зеленой эмали и бриллиантовым узором на затворе, где под часть бриллиантов подложена окрашенная фольга; и круглую мушечницу, крышка которой декорирована изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны.
Выбором ювелирных изделий для этого проекта руководит Ольга Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства и хранитель Галереи драгоценностей Эрмитажа, куда изделия отправятся после завершения реставрации.
Эталонные работы Иеремии Позье, любимого придворного ювелира трех русских императриц и автора Большой императорской короны, — букеты из драгоценных камней в вазочках, подарочные табакерки и регалии — были примером для многих. Особенностями фирменного стиля Позье считаются тщательный подбор драгоценных камней, великолепная гравировка декора, полировка внутренних поверхностей табакерок и мушечниц, сложная закрепка и подрезка кастов, использование серебряной подкрашенной фольги для лучшей игры света в драгоценных камнях, применение глухой, расписной и прозрачной эмали, сочетание полированного и матового золота, а также органических и неорганических материалов.
Центральная фигура реставрационного проекта — Игорь Малкиель, заведующий лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа.
«Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени, что требовало усидчивости и мастерства. Во многом он был новатором и, безусловно, творческим человеком. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести очень сложно. Самой сложной в реставрационной практике оказалась табакерка с двуглавым орлом, где были большие утраты эмали. Для их восполнения мы использовали обратимые керамические армированные композиты, отверждаемые с помощью ультрафиолета», — рассказывает Игорь Малкиель.
Перед реставрацией проводились научные исследования металлов, драгоценных камней и материалов, из которых были выполнены ювелирные изделия. Это помогло в выборе реставрационных методик, благодаря которым удалось вернуть былой блеск экспонатам, а также дало возможность получить ответы на многие вопросы о технологии изготовления и декорирования украшений Иеремии Позье.
Был установлен ряд интересных фактов, обнаружить которые возможно только в процессе реставрации: в табакерках бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем, для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои (олово и свинец) и иногда природный воск, а зеркала в мушечницах покрывали серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути с годами разрушалась и отслаивалась. Также под зеркалом в одной из мушечниц нашли фрагмент игральной карты масти крести. В дальнейшем, после завершения реставрации, планируется детальная обработка всех данных.
«В Галерее драгоценностей представлены лучшие образцы мирового ювелирного искусства. Реставрация этих уникальных украшений позволяет не только возвращать им вторую жизнь, но и разгадывать технологические загадки ювелиров прошлого. Благодаря этому процессу в музее создается библиотека технических приемов самых лучших мастеров. Это поможет в определении подлинности и в будущей реставрации экспонатов, которые приобретаются в музейную коллекцию», — продолжает Игорь Карлович.
В этом году Государственный Эрмитаж и компания «АЛРОСА», которой также принадлежит бренд POSIÉ, отмечают 20-летие партнерства. В июне 2024 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и генеральный директор ювелирной группы «АЛРОСА» Ирина Морозовская подписали меморандум о развитии сотрудничества.