18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Куратор Каспер Кёниг умер в Берлине

Каспер Кёниг.  Фото: Skulptur Projekte Münster
Каспер Кёниг.
Фото: Skulptur Projekte Münster

Бывший директор кельнского Музея Людвига «формировал художественный дискурс последних пяти десятилетий, как никто другой», сообщает музей

Знаменитый немецкий куратор Каспер Кёниг, сооснователь проходящего раз в десять лет фестиваля скульптуры в Мюнстере и один из самых влиятельных организаторов выставок современного искусства, умер в Берлине в возрасте 80 лет. Об этом сообщил кельнский Музей Людвига, который Кёниг возглавлял с 2000 по 2012 год.

Каспер Кёниг «формировал художественный дискурс последних пяти десятилетий, как никто другой», сообщает Музей Людвига. В музее отмечают, что скорбят о «потере щедрого, независимого, энергичного человека, который всегда заражал нас своей увлеченностью искусством».

«Каспер Кёниг был прекрасным искусствоведом и организатором выставок, который обладал абсолютным чувством вкуса. Он был великим дипломатом и сумел блестяще провести петербургскую „Манифесту“ в 2014 году в условиях уже начавшихся санкций и бойкотов так, что она стала лучшей в истории этого успешного фестиваля. Такого уровня людей в мире современного искусства больше почти не осталось», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, где был представлен основной проект Manifesta 10.

Проект «Срез» Томаса Хиршхорна на биеннале Manifesta 10 в Главном штабе Эрмитажа. Фото: Замир Усманов/ТАСС
Проект «Срез» Томаса Хиршхорна на биеннале Manifesta 10 в Главном штабе Эрмитажа.
Фото: Замир Усманов/ТАСС

Каспер Кёниг родился в 1943 году в Меттингене на северо-западе Германии. Свою карьеру он начал в 1962 году в качестве стажера в галерее Рудольфа Цвирнера в Кельне. Он познакомился с местным арт-сообществом, включая художников Йозефа Бойса, Зигмара Польке и Герхарда Рихтера, который позже был свидетелем на его свадьбе. В 1963 году Кёниг отправился в Лондон, где работал в коммерческих галереях и посещал лекции в Институте Курто.

В 1965-м судьба привела его в Нью-Йорк, где он преимущественно жил до 1978 года и развивал свои международные контакты. В возрасте 23 лет он курировал первую выставку — Класа Ольденбурга в Стокгольме. Позже Кёниг познакомился с Карлом Андре, Дэном Грэмом, Ханне Дарбовен, Он Каварой, Солом Левиттом, Брюсом Науманом, Энди Уорхолом.

В 1968 году вместе с братом основал издательство книг по искусству. Сегодня фирма Вальтера Кёнига управляет книжными магазинами во множестве немецких городов, а также в музеях.

В 1977 году в Мюнстере прошел первый фестиваль скульптуры, который Каспер Кёниг и Клаус Буссман придумали для знакомства горожан с современным искусством. С тех пор Skulptur Projekte Münster проводится каждые десять лет.

Лекция Мэтта Мулликана 25 июня 2021 года в атриуме Музея искусства и истории культуры в Мюнстере. Фото: LWL/Hanna Neander
Лекция Мэтта Мулликана 25 июня 2021 года в атриуме Музея искусства и истории культуры в Мюнстере.
Фото: LWL/Hanna Neander

Вернувшись в Германию, Кёниг занялся преподаванием — сначала, с 1984 года, в Дюссельдорфской академии художеств, с 1988 года, в качестве профессора, в Высшей школе изобразительных искусств «Штедельшуле» во Франкфурте, которую в 1989-м возглавил как ректор. В 1987-м Кёниг основал Portikus — пространство для выставок молодых и начинающих современных художников, связанное со «Штедельшуле».

Сын Каспера Кёнига Иоганн так описывает в автобиографии детство с родителями в Кельне в 1980-х годах: «Дэн Грэм жил с нами некоторое время. Мы ездили на каникулы с Он Каварой. После „крещения Fluxus’ом“ моим крестным отцом стал Нам Джун Пайк… Я играл в футбол между коробкой Brillo Энди Уорхола, бронзовой Concetto spaziale Лучо Фонтаны и диваном Франца Веста».

12-летнее пребывание Кёнига в Музее Людвига в Кельне пришлось на критический момент, когда город уступал свой многолетний статус центра немецкого искусства Берлину. «С его знаниями, суждением и неподкупностью он снова поднял Музей Людвига на мировой уровень», — говорит Йилмаз Дзивиор, нынешний директор музея.

В 2003 году Кёниг курировал австрийский павильон на Венецианской биеннале. Среди десятков персональных выставок, которые он провел, были показы работ Изы Генцкен, Дональда Джадда, Он Кавары, А.Р.Пенка, Герхарда Рихтера, Вольфганга Тильманса, Грегора Шнайдера. В 2009 году нью-йоркский Музей Соломона Р.Гуггенхайма удостоил Каспера Кёнига почетной награды за вклад в развитие искусства.

Он не считал себя классическим коллекционером, а, скорее, покупал искусство спонтанно или получал что-то от друзей. В 2023 году Кёниг передал в дар Музею Людвига 50 работ, включая произведения Марии Айхорн, Павла Альтхамера, Изы Генцкен, Джереми Деллера, Ричарда Лонга, Томаса Хиршхорна, Дженни Хольцер. В прошлом месяце кельнский аукционный дом Van Ham объявил, что выставит на аукцион 1–2 октября 400 работ из коллекции Каспара Кёнига. Среди художников, которые будут представлены на торгах, — Николь Айзенман, Он Кавара, Мария Лассниг и Зигмар Польке.

Каспер Кёниг был четырежды женат: первый раз на Ильке Шелленберг, от которой у него две дочери и сын; затем на актрисе и иллюстраторе Эдде Кёхль, матери его младшего сына; третьей женой стала Барбара Вайс, берлинский арт-дилер, которая умерла в 2016 году; и наконец последней — берлинская художница Хайди Шпеккер. Оба сына Кёнига являются арт-дилерами: Лео работает в Нью-Йорке, Иоганн — в Берлине.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+