Из досье Государственного Эрмитажа. Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен родился 13 мая 1720 года в городке Боденвердер (курфюршество Ганноверское) в семье подполковника Отто фон Мюнхгаузена. В 1735 году начал службу пажом при дворе герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских. В феврале 1738-го прибыл в Петербург для службы пажом герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Принимал участие в церемонии венчания герцога и принцессы Анны Леопольдовны, правительницы-регентши России; участвовал в русско-турецкой войне. В декабре 1738 года переведен в Ригу в Брауншвейгский кирасирский полк. В 1744-м встречал следовавшую в Петербург 15-летнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, в будущем Екатерину II. В том же году женился на Якобине фон Дунтен, дочери судьи. Осенью 1750 года барон получил годичный отпуск в Боденвердер для решения наследственных дел. Назад он не вернулся и был исключен из списка полка. Умер в 1797 году.
Эрмитаж решил соединить исторического персонажа и литературный образ. Для этого, помимо своих предметов, музей показывает документы и материалы из десятка архивов, библиотек и музеев Петербурга и Москвы; большинство демонстрируется впервые. Куратор выставки Наталья Бахарева справедливо решила, что Мюнхгаузена должно быть не просто много, а очень много, поэтому под сводами Манежа разместилось более 500 артефактов. От портретных миниатюр до печных изразцов, от ореховых кресел до дамских ботинок из шелка. Плюс архитектурные чертежи, конская упряжь и прочая, и прочая. Разумеется, не обошлось без пушки, на ядре которой Мюнхгаузен летал в осажденный неприятельский город и обратно. Вот высокие сапоги кирасирские из «вареной кожи» со шпорами. Такие «вездеходы» могли быть только у Мюнхгаузена. Стопа свадебная с надписью «Да здравствует мое сокровище!» могла использоваться на бракосочетании барона с горячо любимой девушкой.
На самых почетных местах — автографы нашего героя. Расписка о получении патента на чин корнета, письмо с просьбой о продлении отпуска, челобитная Елизавете Петровне с той же просьбой. Рядом — родословная книга Мюнхгаузенов и предметы из фарфорового сервиза, принадлежавшего кузену героя выставки — Герлаху Адольфу барону фон Мюнхгаузену, ганноверскому премьер‑министру, основателю и куратору Гёттингенского университета.
К слову, о фарфоре. Треугольный лоток из большого Охотничьего сервиза Мейсенской мануфактуры относится к историям об охоте, которыми так гордился Мюнхгаузен. В духе барона, вещь не самая удобная, но смотрится красиво. Рядом выставлена картина Иоганна Фридриха Гроота «Утка в тростниках». И конечно, хит выставки — ружье XVII века, из которого можно стрелять вишневыми косточками. Это подтвержденный факт, и остается сделать лишь один шаг от него к гипотезе, что на голове оленя может вырасти вишневое дерево.
Еще как может — и это доказывают раритетные издания о приключениях барона. Граф Фридрих Линар в 1761 году издал первые рассказы о Мюнхгаузене, не называя его имени. В 1786-м вышла знаменитая книга Рудольфа Эриха Распе; уже в 1792 году появился ее первый русский перевод Николая Осипова «Не любо не слушай, а лгать не мешай». В 1923 году Корней Чуковский пересказал Распе, сделав барона «Мюнхаузеном». Эта книга с тех пор неоднократно переиздавалась. А для самых нетерпеливых — книжка-раскладушка о приключениях барона, изданная в 1939 году в Ленинграде артелью «Красный бумажник». Всего шесть абзацев текста.
Государственный Эрмитаж
«Приключения барона Мюнхгаузена в России»
До 15 сентября