18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже — весь Мюнхгаузен, до последней вишневой косточки

Альбрехт Дюрер
. «Свинья урод из Ландсера». 
1496.  Фото: Государственный Эрмитаж
Альбрехт Дюрер
. «Свинья урод из Ландсера». 
1496.
Фото: Государственный Эрмитаж
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Самый правдивый литературный герой и его прототип удостоились собственной выставки в Малом Манеже. Место выбрано правильное: прежде здесь занимались выездкой, а барон был поклонником лошадей и держал одну, которая никак не могла напиться

Из досье Государственного Эрмитажа. Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен родился 13 мая 1720 года в городке Боденвердер (курфюршество Ганноверское) в семье подполковника Отто фон Мюнхгаузена. В 1735 году начал службу пажом при дворе герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских. В феврале 1738-го прибыл в Петербург для службы пажом герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Принимал участие в церемонии венчания герцога и принцессы Анны Леопольдовны, правительницы-регентши России; участвовал в русско-турецкой войне. В декабре 1738 года переведен в Ригу в Брауншвейгский кирасирский полк. В 1744-м встречал следовавшую в Петербург 15-летнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, в будущем Екатерину II. В том же году женился на Якобине фон Дунтен, дочери судьи. Осенью 1750 года барон получил годичный отпуск в Боденвердер для решения наследственных дел. Назад он не вернулся и был исключен из списка полка. Умер в 1797 году.

Иоганн Генрих Тидеман. 
Телескоп
. Германия, Штутгарт, середина XVIII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Иоганн Генрих Тидеман. 
Телескоп
. Германия, Штутгарт, середина XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж решил соединить исторического персонажа и литературный образ. Для этого, помимо своих предметов, музей показывает документы и материалы из десятка архивов, библиотек и музеев Петербурга и Москвы; большинство демонстрируется впервые. Куратор выставки Наталья Бахарева справедливо решила, что Мюнхгаузена должно быть не просто много, а очень много, поэтому под сводами Манежа разместилось более 500 артефактов. От портретных миниатюр до печных изразцов, от ореховых кресел до дамских ботинок из шелка. Плюс архитектурные чертежи, конская упряжь и прочая, и прочая. Разумеется, не обошлось без пушки, на ядре которой Мюнхгаузен летал в осажденный неприятельский город и обратно. Вот высокие сапоги кирасирские из «вареной кожи» со шпорами. Такие «вездеходы» могли быть только у Мюнхгаузена. Стопа свадебная с надписью «Да здравствует мое сокровище!» могла использоваться на бракосочетании барона с горячо любимой девушкой.

Ружьё, из которого можно стрелять вишнёвыми косточками
  Силезия, XVII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Ружьё, из которого можно стрелять вишнёвыми косточками
 Силезия, XVII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На самых почетных местах — автографы нашего героя. Расписка о получении патента на чин корнета, письмо с просьбой о продлении отпуска, челобитная Елизавете Петровне с той же просьбой. Рядом — родословная книга Мюнхгаузенов и предметы из фарфорового сервиза, принадлежавшего кузену героя выставки — Герлаху Адольфу барону фон Мюнхгаузену, ганноверскому премьер‑министру, основателю и куратору Гёттингенского университета.

К слову, о фарфоре. Треугольный лоток из большого Охотничьего сервиза Мейсенской мануфактуры относится к историям об охоте, которыми так гордился Мюнхгаузен. В духе барона, вещь не самая удобная, но смотрится красиво. Рядом выставлена картина Иоганна Фридриха Гроота «Утка в тростниках». И конечно, хит выставки — ружье XVII века, из которого можно стрелять вишневыми косточками. Это подтвержденный факт, и остается сделать лишь один шаг от него к гипотезе, что на голове оленя может вырасти вишневое дерево.

Мишель-Виктор Асье
. Миска с крышкой из Охотничьего сервиза. 
Россия, Императорский фарфоровый завод, конец XVIII в.  Фото: Государственный Эрмитаж
Мишель-Виктор Асье
. Миска с крышкой из Охотничьего сервиза. 
Россия, Императорский фарфоровый завод, конец XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Еще как может — и это доказывают раритетные издания о приключениях барона. Граф Фридрих Линар в 1761 году издал первые рассказы о Мюнхгаузене, не называя его имени. В 1786-м вышла знаменитая книга Рудольфа Эриха Распе; уже в 1792 году появился ее первый русский перевод Николая Осипова «Не любо не слушай, а лгать не мешай». В 1923 году Корней Чуковский пересказал Распе, сделав барона «Мюнхаузеном». Эта книга с тех пор неоднократно переиздавалась. А для самых нетерпеливых — книжка-раскладушка о приключениях барона, изданная в 1939 году в Ленинграде артелью «Красный бумажник». Всего шесть абзацев текста.

Государственный Эрмитаж
«Приключения барона Мюнхгаузена в России»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+