18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Водопады, утки и дикдики: в Эфиопии почти достроен новый центр искусств

Комплекс Zoma Village Entoto должен открыться для публики в сентябре. Фото: Zoma Village Entoto
Комплекс Zoma Village Entoto должен открыться для публики в сентябре.
Фото: Zoma Village Entoto
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Комплекс под названием Zoma Village Entoto объединит в себе искусство, экологизм и традиционную африканскую архитектуру. Инициаторы проекта, художник Элиас Симе и куратор Мескер Ассегед, сами финансировали строительство

Высоко в горах Энтото, откуда открывается вид на столицу Эфиопии Аддис-Абебу, растет новый арт-центр. Волнистые своды, под которыми разместятся выставочные залы, библиотека, кулинарная школа, детский центр и многое другое, словно парят над землей, поддерживаемые лишь широкими круглыми колоннами. Рядом, неподалеку от площадки для занятий спортом, шумит водопад. А на склоне холма уже зеленеют саженцы можжевельника, акации и хагении.

Зеленая мечта: Zoma Village Entoto - это городской оазис искусства и природы над Аддис-Абебой.  Фото: Alice Hendy
Зеленая мечта: Zoma Village Entoto - это городской оазис искусства и природы над Аддис-Абебой.
Фото: Alice Hendy

Комплекс Zoma Village Entoto должен открыться для публики в сентябре. Это детище Элиаса Симе, одного из самых успешных художников Эфиопии, и антрополога и куратора Мескер Ассегед. Работы Симе здесь повсюду: тротуары он украсил изображениями бабочек, а еще сделал несколько муралов с образами птиц. Большие скульптуры уток, сидящих на высоких бетонных столбах, кажется, любуются получившимся пейзажем.

Перед тем как перейти к делу, Ассегед и Симе долго обсуждали свои идеи с инженерами и строителями, чтобы убедиться в том, что все это может быть воплощено в жизнь. На вопрос, что послужило источником вдохновения, Ассегед отвечает: «Мы просто следовали инстинктам». И поясняет: «Например, мы задумались о том, как построить что-то, не нанося вред ни деревьям, ни ландшафту». По ее словам, здания арт-центра были спроектированы так, чтобы не повредить также и местной фауне, которая весьма разно­образна — от гиен и дикдиков (небольших антилоп) до диких кроликов и пчел.

Вид на территорию музея.  Фото: Alice Hendy
Вид на территорию музея.
Фото: Alice Hendy

Участок земли, на котором возводится Zoma Village Entoto, выделил лично премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, однако финансирование будущего арт-центра полностью ложится на его создателей. Пока это их самое смелое начинание, хотя на подходе еще несколько проектов, в том числе реконструкция пещер Соф-Омар на юго-востоке страны.

Элиас Симе и Мескер Ассегед подчеркивают, что строят медленно, в соответствии с требованиями устойчивости и принципами традиционной архитектуры — в отличие от девелоперов, возводящих в Аддис-Абебе небоскреб за небоскребом. «Хотя от современных технологий никуда не денешься, мы считаем, что не стоит забывать об альтернативах, изобретенных нашими предками и проверенных веками, — говорит Ассегед. — Например, использование в строительстве таких материалов, как известь, глина, солома, из которых возводятся глинобитные постройки, землянки, хижины, — это все максимально близко к природе и минимально вредит экологии».

Творческий альянс куратора Мескер Ассегед и художника Элиаса Симе длится уже больше двух десятилетий.  Фото: Alice Hendy
Творческий альянс куратора Мескер Ассегед и художника Элиаса Симе длится уже больше двух десятилетий.
Фото: Alice Hendy

Их дружба началась еще в 1990-х годах. Симе, который, кстати, в этом году участвует в параллельной программе Венецианской биеннале, прославился замысловатыми панно-ассамбляжами, созданными из различных найденных предметов. Ассегед, в свою очередь, курировала выставки в Эфиопии и за рубежом, входила в жюри Венецианской биеннале и биеннале Dak’Art в Сенегале, участвовала в написании книг и каталогов о народном творчестве, музыке, искусстве. Вскоре после первой встречи Симе пригласил Ассегед в свою студию в Аддис-Абебе. «Я была ошеломлена, — вспоминает она. — Разноплановость и разнообразие его работ оказались почти антропологическими». Ассегед поделилась с художником идеей нового арт-центра. «Элиас помог воплотить мои замыслы в жизнь», — говорит она.

Искусство Элиаса Симе присутствует повсюду на территории Zoma Village Entoto.  Фото: Alice Hendy
Искусство Элиаса Симе присутствует повсюду на территории Zoma Village Entoto.
Фото: Alice Hendy

Тандем начал более двух десятилетий назад с небольшого выставочного пространства Zoma Contemporary Art Centre. В 2019 году институция переехала и вновь открылась как музей и арт-школа Zoma. Расположенный в тихом переулке на юге Аддис-Абебы, музей стал настоящим прибежищем для ценителей искусства. Строился он частями в течение нескольких лет на месте бывшей свалки.

Сначала посетители по извилистым тропинкам попадают в живописный лес — заросли папайи, гуавы, лимонов и других деревьев, затем минуют постройки в стиле «чика-бет», созданные из природных материалов — глины и соломы. Почти все строения украшены уникальными скульп­турами и орнаментами по эскизам Симе. На одних изображены переплетенные цепи, на других — закрученный абстрактный узор, на третьих — гусеницы, символ школы. Замечены здесь не только ценители искусства, но и редкие птицы: абиссинский дрозд, красноклювый светлячок и эфиопский пчелоед.

Глинобитные постройки стали одним из ярких стилистических признаков нового арт-центра Zoma.  Фото: Zoma Village Entoto
Глинобитные постройки стали одним из ярких стилистических признаков нового арт-центра Zoma.
Фото: Zoma Village Entoto

«Zoma — это попытка ответить на вопрос, что мы понимаем под выражением „быть человеком“. Можем ли мы оставаться людьми, если не будет флоры? Можем ли мы оставаться людьми, если не станет искусства?» — рассуждает Ассегед. Они с Симе говорят, что приняли сознательное решение не беспокоиться о стоимости проекта Zoma Village Entoto, хотя, по их оценкам, она «исчисляется миллионами». При этом тандем рассчитывает когда-нибудь окупить вложенные средства и найти для управления команду на аутсорсе. И все же они подчеркивают, что их главная цель — создать столь необходимое Эфиопии художественное и природное пространство для встреч и общения. Выражаясь словами Симе, «это по любви». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+