Высоко в горах Энтото, откуда открывается вид на столицу Эфиопии Аддис-Абебу, растет новый арт-центр. Волнистые своды, под которыми разместятся выставочные залы, библиотека, кулинарная школа, детский центр и многое другое, словно парят над землей, поддерживаемые лишь широкими круглыми колоннами. Рядом, неподалеку от площадки для занятий спортом, шумит водопад. А на склоне холма уже зеленеют саженцы можжевельника, акации и хагении.
Комплекс Zoma Village Entoto должен открыться для публики в сентябре. Это детище Элиаса Симе, одного из самых успешных художников Эфиопии, и антрополога и куратора Мескер Ассегед. Работы Симе здесь повсюду: тротуары он украсил изображениями бабочек, а еще сделал несколько муралов с образами птиц. Большие скульптуры уток, сидящих на высоких бетонных столбах, кажется, любуются получившимся пейзажем.
Перед тем как перейти к делу, Ассегед и Симе долго обсуждали свои идеи с инженерами и строителями, чтобы убедиться в том, что все это может быть воплощено в жизнь. На вопрос, что послужило источником вдохновения, Ассегед отвечает: «Мы просто следовали инстинктам». И поясняет: «Например, мы задумались о том, как построить что-то, не нанося вред ни деревьям, ни ландшафту». По ее словам, здания арт-центра были спроектированы так, чтобы не повредить также и местной фауне, которая весьма разнообразна — от гиен и дикдиков (небольших антилоп) до диких кроликов и пчел.
Участок земли, на котором возводится Zoma Village Entoto, выделил лично премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, однако финансирование будущего арт-центра полностью ложится на его создателей. Пока это их самое смелое начинание, хотя на подходе еще несколько проектов, в том числе реконструкция пещер Соф-Омар на юго-востоке страны.
Элиас Симе и Мескер Ассегед подчеркивают, что строят медленно, в соответствии с требованиями устойчивости и принципами традиционной архитектуры — в отличие от девелоперов, возводящих в Аддис-Абебе небоскреб за небоскребом. «Хотя от современных технологий никуда не денешься, мы считаем, что не стоит забывать об альтернативах, изобретенных нашими предками и проверенных веками, — говорит Ассегед. — Например, использование в строительстве таких материалов, как известь, глина, солома, из которых возводятся глинобитные постройки, землянки, хижины, — это все максимально близко к природе и минимально вредит экологии».
Их дружба началась еще в 1990-х годах. Симе, который, кстати, в этом году участвует в параллельной программе Венецианской биеннале, прославился замысловатыми панно-ассамбляжами, созданными из различных найденных предметов. Ассегед, в свою очередь, курировала выставки в Эфиопии и за рубежом, входила в жюри Венецианской биеннале и биеннале Dak’Art в Сенегале, участвовала в написании книг и каталогов о народном творчестве, музыке, искусстве. Вскоре после первой встречи Симе пригласил Ассегед в свою студию в Аддис-Абебе. «Я была ошеломлена, — вспоминает она. — Разноплановость и разнообразие его работ оказались почти антропологическими». Ассегед поделилась с художником идеей нового арт-центра. «Элиас помог воплотить мои замыслы в жизнь», — говорит она.
Тандем начал более двух десятилетий назад с небольшого выставочного пространства Zoma Contemporary Art Centre. В 2019 году институция переехала и вновь открылась как музей и арт-школа Zoma. Расположенный в тихом переулке на юге Аддис-Абебы, музей стал настоящим прибежищем для ценителей искусства. Строился он частями в течение нескольких лет на месте бывшей свалки.
Сначала посетители по извилистым тропинкам попадают в живописный лес — заросли папайи, гуавы, лимонов и других деревьев, затем минуют постройки в стиле «чика-бет», созданные из природных материалов — глины и соломы. Почти все строения украшены уникальными скульптурами и орнаментами по эскизам Симе. На одних изображены переплетенные цепи, на других — закрученный абстрактный узор, на третьих — гусеницы, символ школы. Замечены здесь не только ценители искусства, но и редкие птицы: абиссинский дрозд, красноклювый светлячок и эфиопский пчелоед.
«Zoma — это попытка ответить на вопрос, что мы понимаем под выражением „быть человеком“. Можем ли мы оставаться людьми, если не будет флоры? Можем ли мы оставаться людьми, если не станет искусства?» — рассуждает Ассегед. Они с Симе говорят, что приняли сознательное решение не беспокоиться о стоимости проекта Zoma Village Entoto, хотя, по их оценкам, она «исчисляется миллионами». При этом тандем рассчитывает когда-нибудь окупить вложенные средства и найти для управления команду на аутсорсе. И все же они подчеркивают, что их главная цель — создать столь необходимое Эфиопии художественное и природное пространство для встреч и общения. Выражаясь словами Симе, «это по любви».