18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самого знаменитого и дорогого китайского художника ХХ века показывают в Гонконге

У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.  Фото:  Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.
Фото: Hong Kong Museum of Art
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

У Гуаньчжун подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью. На их основе сделана выставка в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире

У Гуаньчжун (1919–2010) — автор, занимающий уникальное место в китайском искусстве ХХ века. И благодаря возрасту (он успел поучиться китайской традиционной живописи у художников предыдущего поколения, побывать во Франции, попасть под удар «культурной революции» с ее диктатом соцреализма и, наконец, в 1992 году стать первым здравствующим китайским художником, сделавшим выставку в Британском музее). И благодаря созданной им индивидуальной манере, соединяющей приемы китайской живописи тушью, непосредственность импрессионизма, чистоту минимализма и острое осознание современности человека ХХ века.

В 2006 году его картину «Десять тысяч ли по реке Янцзы» купили с аукциона почти за $5 млн, что было на тот момент рекордом. В 2016-м трехметровый свиток с видом города Чжоучжуан (его еще называют Китайской Венецией) ушел уже за $17,8 млн. Несомненно, в обозримом будущем произведения У Гуаньчжуна будут дорожать.

У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Художник сам подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью (У Гуаньчжун ответственно подошел к наследию и распределил его между китайскими музеями и другими институциями Азиатского региона). Теперь на их основе сделана выставка, изучающая творческий путь мастера. Проходит она в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире.

У Гуаньчжун учился электротехнике, но потом, вопреки желанию отца, перешел в колледж изящных искусств в Ханчжоу. После его окончания работал учителем рисования в школе, затем выиграл конкурс на обучение в Париже. Там он был очарован импрессионизмом как методом фиксации мимолетности впечатлений и постимпрессионистами как драматическими фигурами. У Гуаньчжун чувствовал родство с ван Гогом и Гогеном, отчасти отождествляя себя с ними. Когда художник вернулся в Китай, горя искренним желанием внести вклад в историю родной страны, его, как и следовало ожидать, тут же обвинили в «буржуазном формализме». В конце 1960-х У Гуаньчжун стал жертвой «культурной революции»: его сослали в трудовой лагерь, запретили писать и рисовать. Тогда быть современным художником означало рисковать жизнью, так что мастер сжег немало картин в «европейской манере», в том числе с обнаженной натурой.

У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Конец 1970-х — 1980-е годы стали периодом творческого расцвета У Гуаньчжуна, когда он смог гармонично соединить наследие двух цивилизаций, европейской и китайской, найти собственную манеру и избавиться от сравнений с ван Гогом, Сезанном или Джексоном Поллоком. Он рисовал тушью и писал жидкими масляными красками, мастерски используя лаконичный штрих и белизну фона, пускал в ход европейские плоские и традиционные китайские круглые мягкие кисти. Те же принципы объединения традиций и апелляции к красоте, не имеющей национальности, он проповедовал в своих эссе. «Абстрактная красота — это сердце фигуративного искусства. Это естественная вещь, на которую мы все реагируем. Как ребенок любит играть с калейдоскопом, так всем нравятся чистая форма и цвет», — писал У Гуаньчжун. 

Гонконгский музей искусств
«У Гуаньчжун. Между черным и белым»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+