У Гуаньчжун (1919–2010) — автор, занимающий уникальное место в китайском искусстве ХХ века. И благодаря возрасту (он успел поучиться китайской традиционной живописи у художников предыдущего поколения, побывать во Франции, попасть под удар «культурной революции» с ее диктатом соцреализма и, наконец, в 1992 году стать первым здравствующим китайским художником, сделавшим выставку в Британском музее). И благодаря созданной им индивидуальной манере, соединяющей приемы китайской живописи тушью, непосредственность импрессионизма, чистоту минимализма и острое осознание современности человека ХХ века.
В 2006 году его картину «Десять тысяч ли по реке Янцзы» купили с аукциона почти за $5 млн, что было на тот момент рекордом. В 2016-м трехметровый свиток с видом города Чжоучжуан (его еще называют Китайской Венецией) ушел уже за $17,8 млн. Несомненно, в обозримом будущем произведения У Гуаньчжуна будут дорожать.
Художник сам подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью (У Гуаньчжун ответственно подошел к наследию и распределил его между китайскими музеями и другими институциями Азиатского региона). Теперь на их основе сделана выставка, изучающая творческий путь мастера. Проходит она в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире.
У Гуаньчжун учился электротехнике, но потом, вопреки желанию отца, перешел в колледж изящных искусств в Ханчжоу. После его окончания работал учителем рисования в школе, затем выиграл конкурс на обучение в Париже. Там он был очарован импрессионизмом как методом фиксации мимолетности впечатлений и постимпрессионистами как драматическими фигурами. У Гуаньчжун чувствовал родство с ван Гогом и Гогеном, отчасти отождествляя себя с ними. Когда художник вернулся в Китай, горя искренним желанием внести вклад в историю родной страны, его, как и следовало ожидать, тут же обвинили в «буржуазном формализме». В конце 1960-х У Гуаньчжун стал жертвой «культурной революции»: его сослали в трудовой лагерь, запретили писать и рисовать. Тогда быть современным художником означало рисковать жизнью, так что мастер сжег немало картин в «европейской манере», в том числе с обнаженной натурой.
Конец 1970-х — 1980-е годы стали периодом творческого расцвета У Гуаньчжуна, когда он смог гармонично соединить наследие двух цивилизаций, европейской и китайской, найти собственную манеру и избавиться от сравнений с ван Гогом, Сезанном или Джексоном Поллоком. Он рисовал тушью и писал жидкими масляными красками, мастерски используя лаконичный штрих и белизну фона, пускал в ход европейские плоские и традиционные китайские круглые мягкие кисти. Те же принципы объединения традиций и апелляции к красоте, не имеющей национальности, он проповедовал в своих эссе. «Абстрактная красота — это сердце фигуративного искусства. Это естественная вещь, на которую мы все реагируем. Как ребенок любит играть с калейдоскопом, так всем нравятся чистая форма и цвет», — писал У Гуаньчжун.
Гонконгский музей искусств
«У Гуаньчжун. Между черным и белым»
До 8 января