18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному

Подходит к завершению 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Подходит к завершению 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке.
Фото: архив Дмитрия Соседова
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной

Когда через пару месяцев с Успенского собора в Звенигороде снимут леса и он предстанет в своей первозданной красе, которая как минимум последние 200 лет была не видна из-за всевозможных переделок, в Подмосковье появится архитектурный памятник, сопоставимый со знаменитым храмом Покрова на Нерли под Владимиром. Сопоставимый не хронологически (звенигородский храм на 150 лет моложе владимирского), но по красоте пропорций и, главное, уникальной вписанности в ландшафт. Успенский собор стоит на горе (на Городке — на месте обнесенной валами крепости, городище, отсюда и название), с его крыши открывается великолепный вид на пойму Москвы-реки, да и сам он виден с больших расстояний. У храма есть все шансы стать притягательной достопримечательностью и символом региона.

Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры. Фото: архив Дмитрия Соседова
Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры. Его построили в 1390-е годы по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича (1374–1434) — сына Дмитрия Донского (1350–1389) и младшего брата московского князя Василия (1371–1425). Успешный в воинских походах и потому богатый князь инициировал, помимо этого, строительство Рождественского собора в расположенном неподалеку Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

Возможно, все три объекта спроектировал один и тот же выдающийся зодчий. Отличительная особенность храмов — килевидные закомары на фасадах. Они, как застывшие в камне языки пламени, окружают центральный барабан. Качество строительства было таким, что зазор между каменными блоками составлял всего 1–2 мм. Сразу по окончании работ храм расписал (по версии Игоря Грабаря, художника и исследователя искусства) Андрей Рублев. И хотя его авторство сегодня ставится под сомнение, именно из Успенской церкви происходит знаменитый Звенигородский чин. То есть в момент создания собор был прекрасен как внутри, так и снаружи.

Отличительная особенность храма — килевидные закомары на фасадах.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Отличительная особенность храма — килевидные закомары на фасадах.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Но с веками величие блекло: присоединенный к Москве Звенигород перестал быть центром независимого княжества, на обустройство города и храма не хватало денег. Дмитрий Седов, заместитель директора по научной работе Звенигородского музея-заповедника, считает это большим везением: храм сильно не перестраивали. Да, он ветшал, но серьезных изменений в конструкцию не вносили, изначальный замысел сохранился процентов на 90, что для столь ранних памятников рекорд.

Единственный ремонт в церкви случился в 1837 году. Старинные фрески сбили (сейчас некоторая их часть хранится в Звенигородском музее-заповеднике), «расшили» узкие окна, красивые закомары стесали и перекрыли четырехскатной деревянной крышей. В таком состоянии храм пережил XIX век, весь период советской власти (с перерывом в богослужении с 1930 по 1946 год) и вступил в новое тысячелетие. Таким бы он и оставался, если бы в 2009 году на головы прихожан не стали падать из барабана сгнившие деревянные оконные рамы. Реставрация назрела. Но вряд ли кто-то предполагал, что она растянется на 15 лет и превратится в род подвижничества. Успенский собор стал редчайшим сегодня примером доказательной, подлинно научной реставрации.

Древние резные орнаменты в ходе реставрации были тщательно очищены и приведены в порядок.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Древние резные орнаменты в ходе реставрации были тщательно очищены и приведены в порядок.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Начав с барабана, исследователи-реставраторы не только убрали старые рамы, но и сбили более поздний, явно лишний цемент, после чего пригласили специалистов по восстановлению древнерусской живописи внутри храма и в результате нашли неучтенные ранее фрески. Заодно восстановили первоначальные своды. В 2013-м приступили к очистке фасадов — привели в порядок изумительный по красоте резной орнаментальный фриз и восстановили прежние узкие окна.

Одно открытие тянуло за собой другое. Вскрыв позднюю кровлю, нашли фрагменты сбитых когда-то килевидных закомар. Это были глыбы весом под 80 кг. Удивительным образом им нашли исконные места. Реставратор Георгий Евдокимов называет примененный метод «анастилозом». Таким же образом, из подлинных кусков, собирают заново, например, античные памятники — не прибегая к заменам, изготовленным из новых материалов или даже из старых, но не родных, не исконных.

Закомары на фасадах Успенского собора вновь обрели изначальные килевидные очертания.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Закомары на фасадах Успенского собора вновь обрели изначальные килевидные очертания.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Из подлинных фрагментов восстановили внешний ряд закомар; диагональные закомары выложили не из камня, а из кирпича (чтобы было видно, где историческая кладка, а где реконструкция). Третий же ряд закомар, вплотную прилегавший к барабану, решили не восстанавливать, так как точных данных об их форме было недостаточно, а заниматься «романтической» реставрацией, подобно Эжену Виолле-ле-Дюку, придумавшему когда-то гаргулий для собора Парижской Богоматери, не позволяют современные стандарты реставрационной науки.

Все 15 лет исследователи (в группу входили архитекторы, реставраторы, скульп­торы, художники, историки, краеведы) не сидели без дела: они либо изучали памятник, либо готовили научную документацию, чтобы получить государственное финансирование, либо воплощали свои идеи в жизнь. Все причастные к процессу говорят, что реставрация не была долгой — она длилась ровно столько, сколько требовалось. Более быстрый темп не позволил бы так скрупулезно и бережно подойти к архитектуре.

Реставраторы восстановили первоначальные своды храма.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Реставраторы восстановили первоначальные своды храма.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Результатом этой без пре­увеличения уникальной эпопеи стало еще и возникновение сообщества людей, переживающих за свою малую родину.

Звенигородское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) во главе с председателем Марией Урановой выкупило дом причта, стоящий рядом с храмом, расселив при этом четыре семьи, которые там жили, и планирует создать в нем музей, который расскажет об истории Городка, о самой церкви и ее реставрации. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+