18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О дивный новый быт, или Авантюрные идеалы

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927. Фрагмент.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Каталог к выставке «Работать и жить» в Центре «Зотов» показывает, что конструктивизм еще способен удивить. Не только демонстрацией нереализованных проектов, но и за счет сопоставления разных векторов внутри одного большого стиля

Выставка «Работать и жить», хотя и получила подзаголовок «Архитектура конструктивизма. 1917–1937», рассказывает не столько о том, как в молодой Советской России строили здания, жилкомбинаты и соцгорода, сколько о том, как строили новый быт, новую семью и новый досуг. Страна была бедна, зато фантазия тех, кто проектировал счастливое социалистическое будущее, была богата, так что экспонаты подобрались в самом деле удивляющие. Изданный Центром «Зотов» строгий на вид каталог — в черной обложке с образцово конструктивистским дизайном — погружает читателя еще глубже в раннесоветский воображариум.

Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.
Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937: Каталог выставки. М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024. 448 с., ил.

Профинансировать и воплотить в жизнь мечты архитекторов «дивного нового мира» (и быта) было трудно, а подчас невозможно. Нереализованным инициативам, но не только им, в книге посвящено несколько статей.

Исследователь Илья Иванов написал о Зеленом городе — идеальном «пролетарском курорте», который мог бы расположиться на 15 га земли в Подмосковье. Стройка закончилась, едва начавшись. На фото 1930 года мы можем увидеть разве что опытный образец жилой ячейки — эдакий фрагментик Дома Наркомфина на лесной полянке.

Зеленый город оказался в ряду так называемых зомби-проектов, самый заметный из которых — Дворец Советов. Увенчанный 100-метровым Ильичом небоскреб стал символом СССР, печатался на открытках и дал имя близлежащей станции метро (ныне — «Кропоткинская»), но имел один недостаток: он так и не был построен. Различным «виртуальным стройкам», анонсируемым в печати так широко, будто дело уже сделано, посвятил статью историк Александр Думчиков. А немецкий специалист по архитектуре Томас Флирль написал о так и не состоявшемся в начале 1930-х годов в Москве международном архитектурном конгрессе.

Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.  Фото: собрание Романа Бабичева
Пётр Львов. «Фабрика-кухня Кировского района». Первая половина 1930-х.
Фото: собрание Романа Бабичева

Книга включает занятную антологию исторических текстов — фрагменты статей, докладов, писем, речей. Владимир Татлин здесь объявляет войну комодам и буфетам, Александр Веснин рассуждает о форме самолета, а сибирский архитектор Николай Кузьмин предлагает регламент половой жизни в домах-коммунах. Представление о том, как развивалась в СССР молодая дисциплина «эргономика», дает текст двух Борисов, Крейцера и Смирнова, о проектировании акушерского комплекса. Визуальный материал — схема движения роженицы к родильной кровати, чем-то напоминающая симультанную футуристическую композицию, — прилагается.

В каталожной части можно отыскать весьма экзотичные образцы конструктивизма. Это и ленинградский рабочий клуб «Красный путиловец» в переделанной до неузнаваемости церкви, и дома-коммуны, построенные Ноем Троцким в местечке Белый Бычок (Чагода). Последние выглядят как вполне традиционные объекты русского деревянного зодчества, но, присмотревшись, замечаешь, что в них сымитировано ленточное остекление, характерное для передовой архитектуры того времени.

Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.  Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля
Даниил Колобов. «Учреждения охраны материнства и детства в СССР 1926/1927». Плакат. 1927.
Фото: Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля

Каталог приправлен цитатами из воспоминаний, литературных сочинений, фельетонов. В подразделе, посвященном баням, приведены фрагменты из рассказа Михаила Булгакова «Банщица Иван». На другой странице Герберт Уэллс признается, что хотел бы воскреснуть в Парке культуры и отдыха им. М.Горького. А ниже, для баланса, Илья Ильф и Евгений Петров разносят в пух и прах некогда существовавший там аттракцион «Спиральный спуск», который явно разочаровал «веселящихся единиц». Странные детали и забавные дополнения обнаруживают авантюрную и где-то даже абсурдистскую сторону конструктивизма, скрытую за его лаконичным, тщательно продуманным фасадом.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+