18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»

Коллекционер Татьяна Швец. 2024.  Фото: Лена Авдеева
Коллекционер Татьяна Швец. 2024.
Фото: Лена Авдеева
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей

Как возник ваш интерес к личности и творчеству Марии Башкирцевой?

C 1982 по 1987 год я работала в Диканьском краеведческом музее, около Полтавы, недалеко от имения Гавронцы, где родилась Мария Башкирцева. Музей только создавался, и мы искали все связанное с нашими выдающимися земляками. Тогда я впервые и узнала о Башкирцевой, собирая по крупицам информацию, которая в то время была доступна в Советском Союзе. В основном это были редкие небольшие статьи и еще антикварное издание ее дневника.

Мария Башкирцева. 1876.  Фото: архив Татьяны Швец
Мария Башкирцева. 1876.
Фото: архив Татьяны Швец
Биография
Мария Башкирцева
Художница

Родилась в 1858 году в дворянской семье в имении Гавронцы Полтавской губернии Российской империи. С 1872 года с семьей жила в Ницце и Париже. Обладая прекрасным меццо-сопрано, Мария собиралась стать оперной певицей, но этому помешала болезнь. Башкирцева выбрала путь профессионального художника.

Она обучалась в Академии Родольфа Жюлиана и в 1880 году с успехом выставила полотна на Парижском салоне. Всего за семь лет активной работы Мария Башкирцева создала более 150 картин маслом, 35 пастелей, 200 рисунков и несколько скульптур, обращаясь почти ко всем жанрам: натюрморту, бытовому, историческому, аллегорическому, пейзажу и портрету. Она дружила с художником Жюлем Бастьен-Лепажем. Анонимно переписывалась с Ги де Мопассаном. Вступила в общество феминисток «За права женщин», публиковала в газете La Citoyenne статьи на эту тему. В 1884 году Кружок русских художников под руководством Алексея Боголюбова избрал ее своим членом.

В том же 1884 году Мария Башкирцева скончалась от туберкулеза и была похоронена в Париже. В 1889 году 12 полотен художницы были представлены на Всемирной выставке в Париже, несколько картин приобрело французское правительство для национальных музеев.

Дневник Марии Башкирцевой был опубликован посмертно, в 1887 году, и стал бестселлером (несмотря на купюры, сделанные ее матерью), превратив безвременно скончавшуюся красавицу художницу в культовую фигуру. Читателей поражали открытость и страсть, с какими Башкирцева размышляла о своей судьбе, творчестве и положении женщин, о поиске любви и счастья.

Единственная в России выставка ее произведений состоялась в Русском музее в 1929 году.

Еще…

Когда вы впервые увидели работы Марии Башкирцевой?

В 2004 году мы с мужем и дочерью побывали в парижском Музее Орсе, в основной экспозиции и в запасниках, и увидели ее картины, в том числе широко известный «Митинг». Работы Башкирцевой произвели на нас настолько сильное впечатление, что мы решили сделать все, чтобы о ней по-настоящему узнали на родине. Вообще, оказалось, что в то время во Франции Марию знали лучше, чем в России. Так мы продолжили дело, начатое еще в Советском Союзе.

Публикация дневника Марии Башкирцевой. Париж, издательство G. Charpentier. 1887.  Фото: архив Татьяны Швец
Публикация дневника Марии Башкирцевой. Париж, издательство G. Charpentier. 1887.
Фото: архив Татьяны Швец

Каким образом складывалась ваша коллекция, посвященная Марии Башкирцевой?

Цепочка знакомых привела нас от Филиппа Карретта, правнучатого племянника Башкирцевой, в Экс-ан-Прованс к Симоне Файяр, преподавательнице литературы, увлеченной личностью Башкирцевой. Она выкупила некоторые вещи Марии у ее дальней родственницы. У Симоны Файяр мы приобрели старинную бронзовую чернильницу, принадлежавшую Башкирцевой, а также деревянный складень для фотографий, который она упоминала в дневнике, а еще ее кулон и браслетик — тонкую золотую ниточку с жемчужиной.

Симона Файяр познакомила нас с Ксавье Каюэ, внуком писателя Альберика Каюэ, автора двух документальных романов о Марии Башкирцевой. В его поместье в провинции Дордонь Каюэ любезно подарил нам белые атласные туфельки Марии, которые хранились в его семье как реликвия. Они были подарены его деду матерью художницы.

Атласные туфельки, принадлежавшие Марии Башкирцевой. Франция, XIX в. Фото: архив Татьяны Швец
Атласные туфельки, принадлежавшие Марии Башкирцевой. Франция, XIX в.
Фото: архив Татьяны Швец

А как вы находили живописные полотна, которые представлены на выставке?

В 2008 году на первую международную конференцию мы собрали людей, которые изучали жизнь и творчество Марии Башкирцевой. Из разных стран, в том числе из Франции, Италии, США. Впоследствии к нам присоединились исследователи и из Аргентины и Новой Зеландии. Так у нас образовался международный круг поклонников Марии Башкирцевой. И вот в 2012 году Катерина Кернбергер из США сообщила, что на аукционе Sotheby’s в Лондоне будет продаваться работа Марии Башкирцевой «Молодая женщина, читающая „К вопросу о разводе“ А.Дюма». Это было дебютное полотно Марии, с которым она участвовала в знаменитом Парижском салоне в 1880 году. О судьбе этой работы не было информации, мы видели только маленькую черно-белую репродукцию и знали о картине из упоминаний родственников художницы, исторических справок и дневника Башкирцевой. Мария написала ее за 18 дней и очень волновалась, примут ли картину, потому что они отбирались комиссией из профессиональных художников, академиков. Картина вызвала на Салоне большой резонанс — не только как художественное произведение, но и как общественное высказывание, поскольку тема ее была очень актуальна. Это самое значительное наше приобретение.

Мария Башкирцева. «Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе" Александра Дюма». Франция, 1880.  Фото: архив Татьяны Швец
Мария Башкирцева. «Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе" Александра Дюма». Франция, 1880.
Фото: архив Татьяны Швец

У вас были соперники на том аукционе?

Да, борьба была, но недолгая. На том же аукционе продавался архив Андрея Тарковского, и, видимо, он отвлек на себя основное внимание.

Именно после картины «Молодая женщина, читающая „К вопросу о разводе“…» Башкирцеву признали как художника, она начала получать заказы на портреты. И в том же 1880 году написала портрет Клотильды Гределю, который в 2018 году появился на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле, и теперь он тоже находится в нашей коллекции.

Складень с фотографиями.  Фото: архив Татьяны Швец
Складень с фотографиями.
Фото: архив Татьяны Швец

На выставке представлено значительное собрание графики Марии Башкирцевой.

В 2014 году со мной связался один неравнодушный француз, который интересовался Башкирцевой. Он в Париже купил первое издание нашего альбома «Избранница судьбы» (2008) и нашел в нем адрес моей электронной почты. Он и сообщил мне, что на аукционе под Парижем будет продаваться серия рисунков Башкирцевой.

И что вам удалось купить на этот раз?

Мы выбрали несколько самых лучших лотов: портреты, фигуры, блокнот с наброском картины «Святые жены», к которой Башкирцева делала много этюдов, но полотно осталось неоконченным. А также еще одни туфельки с бантиками — розовые. Для меня вещи, которыми пользовалась Мария Башкирцева, ничуть не менее ценны, чем ее рисунки. Предметов, связанных с жизнью Марии, вообще осталось очень мало, и это большая удача, что нам удалось собрать хотя бы такую коллекцию, которая рассказывает о ее жизни от рождения до кончины и посмертной славы.

Мария Башкирцева. «Портрет мужчины в жилете». Франция. Конец XIX в. Фото: архив Татьяны Швец
Мария Башкирцева. «Портрет мужчины в жилете». Франция. Конец XIX в.
Фото: архив Татьяны Швец

Есть ли у вас конкуренты, интересующиеся Марией Башкирцевой?

Есть, конечно. Например, одна французская дама, фанатично влюбленная в Марию. Она провела научное исследование, защитив диссертацию, научно обработала фрагмент полного текста дневника Башкирцевой с 1877 по 1879 год и собрала информацию обо всех людях, упомянутых там за этот период. Недавно она купила альбом с фотографиями Марии и «гостевой» альбом ее двоюродной сестры Дины (в замужестве графини де Тулуз-Лотрек; это ветвь того же рода, к которому относится знаменитый художник), у которой на вилле в Ницце был популярный светский салон. Гости по традиции того времени оставляли записи в альбоме хозяйки, и среди них был Ги де Мопассан, именно от Дины узнавший, что таинственной коррес­понденткой, с которой он переписывался, была Мария Башкирцева.

Могу сказать, что многие коллекционеры за границей являются восторженными фанатиками Марии Башкирцевой.

Браслет с подвесками.  Фото: архив Татьяны Швец
Браслет с подвесками.
Фото: архив Татьяны Швец

Эта страстная «влюбленность» в Марию Башкирцеву схожа с той, что была у Марины Цветаевой, которая посвятила ей свой первый сборник стихов?

Да, это феномен Марии Башкирцевой. При этом у некоторых людей она вызывает отторжение — особенно у тех, кто не дочитал ее дневник до конца и не понял, как менялась ее личность. Изнеженная, самовлюбленная девочка, которая постоянно пишет о стремлении к славе, постепенно, под влиянием творчества, превращается в думающую, гуманистическую художницу. Лев Толстой не стал читать ее дневник, а Чехов прочитал. Поначалу ему не понравилось, но потом он написал, что «последние страницы дневника примирили меня с ней». Ну, мужчины, особенно пожилые, ее хуже понимают, чем девушки и женщины.

Мария Башкирцева. Ницца, 1877.  Фото: архив Татьяны Швец
Мария Башкирцева. Ницца, 1877.
Фото: архив Татьяны Швец

Можно ли как-то оценить динамику цен на работы Башкирцевой за то время, что вы собираете коллекцию?

Цены на арт-рынке вообще выросли, в том числе на произведения Башкирцевой. На моей памяти подорожал портрет испанки — я определила дату его создания как 1882 год, когда Башкирцева ездила в Испанию. Из многочисленных работ, созданных там, мы знаем только одну — «Приговоренный к смерти», потому что об этой картине она упоминает в дневнике. Башкирцевой было интересно писать не только счастливых и красивых людей — ее привлекали люди со сложной судьбой и внутренним миром. «Приговоренного к смерти» она писала в здании тюрьмы, где ей разрешили работать.

Что сейчас входит в состав вашей коллекции, посвященной Марии Башкирцевой?

Несколько живописных работ, около 50 рисунков, десятка два личных вещей. Много антикварных книг, в том числе издания дневника на шести языках. Первые издания на французском и на русском, интересное аргентинское издание. Современные книги о Башкирцевой, в том числе те, которые мы переводили и издавали. Вещи той эпохи, которые могли окружать ее.

Мария Башкирцева. «Портрет Матильды Гределю».  Фото: архив Татьяны Швец
Мария Башкирцева. «Портрет Матильды Гределю».
Фото: архив Татьяны Швец

Какой вы видите дальнейшую судьбу вашей коллекции и наследия Марии Башкирцевой?

Сегодня коллекция служит для популяризации творчества Марии Башкирцевой в нашей стране, и, может быть, когда-нибудь она станет основой для первого в мире музея Башкирцевой. Я не исключаю, что возможны новые находки ее картин. Они есть в европейских частных собраниях, откуда их начали продавать во время Второй мировой войны, когда уходили из жизни люди, помнившие Марию и трепетно хранившие эти произведения.

Мы ведем работу по переводу авторского текста ее дневника, изданного на французском языке ассоциацией «Круг друзей Марии Башкирцевой». На русском языке он выходил с большими купюрами, сделанными матерью Марии. Мы получили разрешение Национальной библиотеки Франции на перевод и издание; уже переведена часть текста с 1877 по 1884 год (до последних дней ее жизни), но дальнейший перевод требует значительных финансовых затрат. Надеюсь, что найдутся партнеры, которые поддержат этот проект, и в России впервые смогут прочитать дневник Марии Башкирцевой полностью. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+