18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.  Фото:  E. O./Фотобанк Лори
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.
Фото: E. O./Фотобанк Лори

Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен

Проблемы с западными стенами ХVI века в Андрониковом монастыре, который занимает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, начались после благоустройства парковой территории у входа в монастырь. Коммунальщики убрали старую историческую отмостку из белого камня с внешней стороны монастыря. Вместо нее положили бетонную, а пешеходные дорожки вдоль стен подняли на 25–30 см. По словам дирекции Музея имени Андрея Рублева, работы по благоустройству в охранной зоне у стен памятника проводились без проекта, согласованного с Департаментом культурного наследия города Москвы

Западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

«Мы зафиксировали факт намокания стен, лужи и написали об этом в Минкультуры и Департамент культурного наследия, в префектуру ЦАО, мэру Москвы Сергею Собянину. Нам шлют отписки. Чтобы вода не скапливалась, нужно опустить дорожки на прежний уровень. Нам сообщили, что даны поручения, еще год назад, но ничего не происходит. Проблемы пока не видны, но стены подмывает, зимой вода замерзает и расширяется. Это ведет к разрушению памятника», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Справка
Андроников монастырь

На территории Андроникова монастыря, основанного в 1350-х годах и названного именем ученика Сергия Радонежского, расположены древнейшие каменные постройки Москвы. Здесь находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Именно в Спасо-Андрониковом монастыре принял постриг и подвизался Андрей Рублев. Фрагмент его росписи сохранился в алтаре Спасского собора — древнейшего храма Москвы за пределами Кремля. В этом монастыре встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле. Здесь захоронены герои Куликовской битвы, Великой Северной и Семилетней войны, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых и других известных династий. Ансамбль бывшего монастыря имеет статус особо ценного объекта культурного наследия федерального значения

Еще…

Благоустройство в Рогожской слободе проводилось в 2021 году. Получилось красиво, но с нарушениями. С тех пор дирекция музея ведет переписку с заказчиком — префектурой ЦАО и организацией-подрядчиком — ГБУ «Автомобильные дороги», которая благоустраивала сквер. Министерство культуры, Департамент культурного наследия и мэр Москвы в курсе ситуации. 19 августа музей направил Сергею Собянину повторное письмо с просьбой предпринять меры и переделать дорожки и отмостки. Пока ждет ответ

Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Вторая проблема возникла тоже три года назад, но пришла с северо-запада. Рядом со стенами XVII–XVIII веков обновляли железнодорожные пути и прокладывали подземные коммуникации. В результате монастырская стена и здания пошли трещинами. Сначала появилось десять, сейчас — уже более 100. Повреждения заметны не только на стенах и башнях, но и на исторических зданиях архитектурного комплекса, в частности на Одностолпной трапезной палате (1504–1506), церкви Михаила Архангела (1691), усыпальнице бояр Лопухиных, Братском корпусе (XVII — начало XVIII). Причину выявил геотехнический мониторинг, проведенный Институтом географических информационных технологий (ИГИТ) — профильной организацией, которая специализируется на обследовании памятников культурного наследия. Он констатировал осадку фундамента — в диапазоне от 10,2 до 14,2 мм. Невооруженным глазом трещины заметны на стенах постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева, где представлены древние иконы.

Дело дошло до суда. Музей подал иск к РЖД, которые выступали заказчиком проекта по расширению железнодорожных путей на эстакаде Э2 и моста через Яузу. Проектировщиком выступила компания ООО «Питергазстройинжиниринг». Его реализацией занималась компания ООО «ОргСтройПроект». Очередное заседание состоялось 19 августа в Арбитражном суде Москвы — после объяснения сторон слушания перенесены на 27 августа.

Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

«Либо проектировщик выпустил некорректный проект, либо строители нарушили технологию или проектное решение. Мы видели акт обследования, который проектировщик приложил к своему проекту. На нем, помимо исторических объектов, есть кафе, которое в реальности давно снесено. На его месте мы построили временное деревянное помещение для администрации музея. Странно, что там написано, будто бы в церкви Архангела Михаила (заложена в 1691 году по заказу Евдокии Лопухиной ) железобетонные перекрытия. К нам никто не обращался за технической документацией по объектам, и никто не проводил обследования на территории музея и в непосредственной близости от него. Похоже, просто взяли фото из Сети и даже не приходили в монастырь посмотреть все своими глазами. Необходимо было до подземных работ провести обследования, изучить почву, сделать шурфы в зоне архитектурного памятника», — сетует Миндлин.

Чтобы исправить эту ситуацию, нужно сделать проект научной реставрации. Объявить конкурс на его реализацию. И бережно восстановить поврежденное. На это могут уйти годы.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+