Моя первая встреча с Аленом Делоном в конце 1980-х, когда я работала в Sotheby’s, сразу дала понять, что я имею дело с «серьезным случаем». Делон был охвачен двумя страстями: искусством и скачками — и курсировал между премьерами и аукционами, а его дом в Женеве бы полон произведениями искусства.
Путь Делона как коллекционера начался с июле 1969 года с покупки одного из последних рисунков Альбрехта Дюрера за 700 тыс. франков. Это приобретение положило начало собранию, где сначала была только графика, а потом оно расширилось за счет работ французских художников XIX века, таких как Жан-Франсуа Милле и Теодор Жерико. Позже его стали интересовать фовисты и скульпторы-анималисты, в частности Рембрандт Бугатти.
Что отличало Делона как коллекционера, так это его импульсивная натура и глубокая страсть к искусству. «Я покупал по любви, а не для инвестиций», — сказал он мне однажды, и эта философия привела к созданию эклектичной коллекции, охватывающей века и стили.
В 1990 году я помогала ему организовать выставку в галерее Дидье Имбера в Париже. Два года спустя убедила дать фовистского Брака для выставки в музее Джанадда в Швейцарии, где он даже был представлен на этикетке винной бутылки — это была идея Леонарда Джанадда. Делон был чрезвычайно горд видеть свои работы выставленными в музейной обстановке, что подчеркнуло глубину и качество его приобретений.
Знания Делона в искусстве были столь же впечатляющими, как и его коллекция. Между съемками фильмов он посещал музеи, постоянно расширяя свой кругозор и оттачивая вкус. Наши разговоры об искусстве всегда были увлекательными и глубокими, раскрывая собеседника как человека преданного и изучению искусства, и его приобретению.
«Когда я влюбляюсь в художника или период, я погружаюсь в него, читаю все и могу говорить только об этом», — однажды поделился он со мной. Это интеллектуальное любопытство отличало его от многих других коллекционеров.
Подход Делона к коллекционированию отражал его подход к жизни — страстный, разнообразный и бескомпромиссный. Эта параллель особенно очевидна в фильме 1977 года «Спешащий человек» (L'Homme Pressé), снятом Эдуаром Молинаро. Хотя история Пьера Ниокса, коллекционера, живущего в бешеном темпе, не является автобиографической, она отражает жизнь погруженных в мир искусства людей, включая самого Делона.
Фильм, основанный на романе Поля Морана 1941 года, содержит диалоги, написанные Морисом Реймсом, французским аукционистом и историком искусства, который в свое время повлиял на мое решение развивать карьеру на арт-рынке. Его глубокие познания придали фильму достоверность. Как человек, знавший и Делона, и его коллегу по фильму Мирей Дарк, я могла видеть, насколько тесно эта история связана с их жизнями.
Коллекция Алена Делона была примечательна не только своей широтой, но и глубиной. Он собрал, вероятно, лучшую коллекцию работ Рембрандта Бугатти, недооцененного скульптора-анималиста.
Вспоминая нашу последнюю совместную работу с Делоном — продажу рисунка Рембрандта известному нью-йоркскому коллекционеру, — поражаюсь наследию, которое он оставил после себя. Большей частью коллекции он распорядился еще при жизни, не желая обременять своих детей ответственностью за ее управление.
Наследие Алена Делона простирается далеко за пределы его вклада в кино. Он был человеком, который жил с той же интенсивностью, которую он вносил в свои роли, и его коллекция — от старых мастеров до абстракций XX века — отражала эволюцию его вкуса и готовность исследовать новые территории. Его подход к коллекционированию был бесстрашным и безграничным, и он часто перебивал предложения конкурентов на торгах.
История Делона напоминает нам, что истинное коллекционирование — это не просто приобретение искусства, но и стремление к знаниям, красоте и самовыражению.
Его решение продать большую часть своей коллекции в 1990-х годах и в 2007 году было характерно для его подхода к жизни — он предпочитал сам контролировать судьбу своих любимых произведений искусства, а не оставлять это другим после своей смерти. Год назад на Bonhams в Париже прошли торги «Ален Делон: 60 лет страсти», на которых были выставлены работы Веронезе, Коро, Делакруа, Милле, Дега, Дюфи и Бугатти.