18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Леонс Розенберг: арт-дилер или все же поборник модернизма?

В 1920–1930-е, Galerie de L’Effort Moderne Розенберга покупала широчайший спектр современной живописи. Фото: Fonds Rosenberg RMN/ADAGP
В 1920–1930-е, Galerie de L’Effort Moderne Розенберга покупала широчайший спектр современной живописи.
Фото: Fonds Rosenberg RMN/ADAGP
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

В профессиональных делах ему и везло, и не везло одновременно. Но невезений все же оказалось больше, и дело жизни парижского галериста Леонса Розенберга в итоге потерпело крах. Но его роль в продвижении модернистского искусства заслуживает внимания

Герой книги Леонс Розенберг (1879–1947) сетовал в 1937 году: «Это большая вина капитализма, из-за которого все сгнило и продолжает гнить». Такое обличение резко контрастирует c его собственным кличем 1921 года: «Да здравствуют продажи!» Сочетание двух цитат иллюстрирует как внутренние противоречия самого Розенберга, так и влияние внешних событий. В итоге он лишился бизнеса и всех коллекций, а после оккупации Парижа нацистами и вовсе жил, как и другие евреи, под постоянной угрозой для жизни.

Книга Джованни Казини «Кубизм Леонса Розенберга: галерея L’Effort Moderne в Париже между войнами» — первое исследование об этом человеке. Опираясь на фигуру Розенберга, автор позиционирует кубизм как разнородное и международное движение, не сводимое к Парижу и аналитико-синтетическому спектру. Примечательно, что в своей галерее L’Effort Moderne и ее влиятельном журнале Леонс Розенберг продвигал Жоржа Брака, Хуана Гриса, Пабло Пикассо, мексиканца Диего Риверу, бразильца Висенте ду Регу Монтейру и австралийца Джона Уорделла Пауэра, а также течения, варьирующиеся от De Stijl до сюрреализма и пуризма. Розенберг позиционировал себя как еврея, француза, интернационалиста и космополита, хотя в конечном итоге фашизм, национализм и арт-рынок отказались принять эту многогранность.

Giovanni Casini. Léonce Rosenberg’s Cubism: The Galerie L’Effort Moderne in Interwar Paris. Penn State University Press. 254 с. $119,95. На английском языке
Giovanni Casini. Léonce Rosenberg’s Cubism: The Galerie L’Effort Moderne in Interwar Paris. Penn State University Press. 254 с. $119,95. На английском языке

Связь между эстетикой и персональной идентичностью нашла отражение в интерьерах дома на улице Лоншан; часть той обстановки была недавно представлена на выставке «Квартира Леонса Розенберга. Де Кирико, Эрнст, Леже, Пикабиа…» в парижском Музее Пикассо. Это жилище было спроектировано самим Розенбергом в духе «гезамткунстверк», единения искусств.

В качестве арт-дилера Розенберг использовал ряд стратегий, распространенных на рынке. Он заключал эксклюзивные контракты с художниками, создал монополию на отдельных авторов, издавал собственный журнал, курировал монографические выставки и тесно сотрудничал с международными коллекционерами.

Однако порой ему приходилось избавляться от коллекций, чтобы выручить средства для своего предприятия (в Нью-Йорке в 1918 году и в Амстердаме в 1920-м), а также уступать художников конкурентам. Например, в 1918 году его более успешный брат Поль Розенберг забрал Пикассо из L’Effort Moderne. В 1921‑м Леонс Розенберг вообще стал персоной нон грата, когда выступил в качестве эксперта на аукционах Drouot, где должны были уйти с молотка коллекции Даниеля-Анри Канвейлера и Вильгельма Уде. Их собственность французское правительство конфисковало во время Первой мировой войны, поскольку оба коллекционера были гражданами Германии и рассматривались как враждебные иностранцы.

Выставка «В квартире Леонса Розенберга. Де Кирико, Эрнст, Леже, Пикабиа». Фото: Musée Picasso Paris
Выставка «В квартире Леонса Розенберга. Де Кирико, Эрнст, Леже, Пикабиа».
Фото: Musée Picasso Paris

Розенберг считал себя деятелем искусства, а не маршаном, но когда художники, в том числе Жорж Брак, Морис Вламинк, Андре Дерен и Фернан Леже, заявили, что аукцион Drouot обесценит их работы, его публичная реакция была жесткой. «Либо эти художники имеют ценность, либо нет, — заявил Розенберг. — Если нет, то да здравствуют продажи! Это обязательно разоблачит недостойных художников». Необходимо уточнить, что галерея L’Effort Moderne была одним из ключевых бенефициаров аукциона, уступая лишь синдикату покупателей, организованному Канвейлером для возвращения собственной коллекции.

«Вы годами брали мои деньги, а взамен оставляли мне непродаваемые „корки“», — писал Розенберг художнику Джино Северини в 1922 году. Подобные нападки также нанесли ущерб репутации галериста и, возможно, способствовали стиранию его имени из анналов искусства. Его теории и достижения отодвинулись на задний план, когда история кубизма была переписана, в частности Альфредом Барром, первым директором Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Новая книга нетипична для исследований арт-рынка. Казини избегает хронологии, не дает перечня выставок, не анализирует приобретения и продажи. Он использует фигуру Розенберга как призму, через которую разные темы собираются, преломляются и рассеиваются. Несмотря на противоречивые действия и суждения, герой книги предстает горячим поборником модернизма и человеком, против которого согрешили больше, чем согрешил он сам. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+