18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьба галеристки Надежды Добычиной на фоне двух эпох

Георгий Верейский. «Портрет  Надежды Добычиной». 1921.  Фото: Собрание семьи Куниных
Георгий Верейский. «Портрет Надежды Добычиной». 1921.
Фото: Собрание семьи Куниных
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Биографическая книга Ольги Муромцевой рассказывает о триумфах и перипетиях жизненного пути Добычиной. Начав карьеру с создания частного Художественного бюро, она многого достигла на поприще арт-бизнеса, а после революции стала советской служащей

В марте 1914 года в Петербурге открылась выставка художницы Наталии Гончаровой. На следующий день после вернисажа вспыхнул скандал. Вышла статья «Футуризм и кощунство», дюжину работ на библейские сюжеты цензоры потребовали убрать — правда, убрали их ненадолго. Вскоре экспозицию осмотрел знаменитый поэт и писатель, педагог в отставке Федор Сологуб. Он тоже оставил печатный отзыв, причем не только о картинах, но и о встрече с олицетворением зла: «Я увидел рядом со мною знакомого черта; заметив, что я на него смотрю, черт перестал стучать хвостом по подоконнику, спрятал хвост под фалды и спросил: „Нравится?“».

Ольга Муромцева. «Мир искусства Надежды Добычиной». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 368 с., ил.
Ольга Муромцева. «Мир искусства Надежды Добычиной». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 368 с., ил.

Упомянутая выставка проходила в Художественном бюро Надежды Добычиной (1884–1950). Это была коммерческая галерея, открывшаяся в октябре 1912 года и просуществовавшая до января 1919-го. Но и всего за шесть лет галеристка успела очень много. Состоялось 26 выставок, многократно экспонировались мирискусники и авангардисты (именно у Добычиной впервые был показан публично «Черный квадрат» Казимира Малевича — в декабре 1915 года на «Последней футуристической выставке картин „0,10“»). Проходили большие выставки финских и латышских живописцев, «новых сатириконцев», монографические — Михаила Врубеля, Александра Гауша, Василия Денисова, Николая Кульбина, Абрама Маневича, Яна Ционглинского, упомянутая выше выставка Гончаровой. Добычина представляла также специализированные проекты, посвященные графике, этюдам, пейзажам.

Нет сомнений в том, что годы деятельности Художественного бюро были звездным часом его хозяйки. Она ведь общалась не только с художниками. В ее галерее выступали Константин Бальмонт и Сергей Прокофьев, а в квартире жил Владимир Маяковский. Художественному бюро могла быть посвящена весомая и фундаментальная книга.

Дмитрий Стеллецкий. «Заря». 1910. Фрагмент.  Фото: Собрание Валерия Дудакова
Дмитрий Стеллецкий. «Заря». 1910. Фрагмент.
Фото: Собрание Валерия Дудакова

Но исследование современной коллеги Добычиной, Ольги Муромцевой, которая организует выставки и фестивали, преподает и пишет, претендует на большее, а можно сказать, на иное. В центре внимания — личность Надежды Добычиной, однозначной оценки не имеющая. Современники и мемуаристы называли ее и сумасшедшей, и ловкой коммерсанткой, и дилетанткой, и толковой покровительницей.

Повествование начинается в пределах черты еврейской оседлости — позорном рудименте имперской России. Дело в том, что героиня книги появилась на свет в семье кантониста, военного рекрута из числа евреев. Первые три главы научной биографии посвящены эмансипации Добычиной — с помощью образования (она училась на бывших Курсах Лесгафта) и посредством брака с дворянином Петром Добычиным. Примерно к 1909 году относится важное знакомство Добычиных с Николаем Кульбиным, и первые проекты Надежды Евсеевны — «Треугольник» и «Венок — Стефанос» — связаны именно с авангардистами.

Ольга Розанова. «Червонный валет». Из цикла «Игральные карты». 1912–1915. Фрагмент.  Фото: Слободской музейно-выставочный комплекс
Ольга Розанова. «Червонный валет». Из цикла «Игральные карты». 1912–1915. Фрагмент.
Фото: Слободской музейно-выставочный комплекс

В главах с четвертой по седьмую рассказана бурная история Художественного бюро и его руководительницы, окруженной живописцами, литераторами, музыкантами и любовниками.

В разгар военного коммунизма галерею пришлось ликвидировать. Собственно, ее бы все равно вот-вот закрыли. Но жизнь и, соответственно, книга на этом не заканчиваются. Большой заслугой Ольги Муромцевой стало подробное изучение советского периода биографии Добычиной. Это своего рода практическое руководство по выживанию и бытованию в социалистическом обществе «классового врага» — беспартийной коммерсантки. Надежда Добычина заведовала художественно-промышленной школой для беспризорников и художественным отделом знаменитого петроградского Дома искусств, была заместителем председателя Петроградского отделения Красного Креста и председателем правления Общества камерной музыки, работала научным сотрудником Русского музея в Ленинграде и Музея Революции в Москве, сотрудничала с «Мосфильмом» и Союзом художников Казахской ССР. И везде занималась не идеологией или теоретизированием, а созидательной работой. Добычина приносила пользу не только обществу, но и конкретным людям. В частности, помогла уехать из Советской России семье Бенуа, вытаскивала из-под ареста искусствоведа Рубена Дрампяна.

Борис Григорьев. «Портрет Мирона Шерлинга». 1916. Фрагмент.  Фото: Собрание семьи Палеевых
Борис Григорьев. «Портрет Мирона Шерлинга». 1916. Фрагмент.
Фото: Собрание семьи Палеевых

В приложениях к биографии даны тексты самой Надежды Добычиной — ее вспоминания и суждения о современниках: Александре Бенуа, Игоре Грабаре, Николае Кульбине, Владимире Маяковском, мастерах соцреализма. Эти страницы представляют читателю несколько взбалмошную и неорганизованную (тексты все неоконченные и немного бессвязные), но увлеченную и уверенную в своем призвании женщину. Призванием же ее была поддержка отечественного искусства, вернее, созидателей этого искусства. Посетители прошлогодней выставки «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма могли в этом убедиться воочию. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+