18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Судьба галеристки Надежды Добычиной на фоне двух эпох

Георгий Верейский. «Портрет  Надежды Добычиной». 1921.  Фото: Собрание семьи Куниных
Георгий Верейский. «Портрет Надежды Добычиной». 1921.
Фото: Собрание семьи Куниных
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Биографическая книга Ольги Муромцевой рассказывает о триумфах и перипетиях жизненного пути Добычиной. Начав карьеру с создания частного Художественного бюро, она многого достигла на поприще арт-бизнеса, а после революции стала советской служащей

В марте 1914 года в Петербурге открылась выставка художницы Наталии Гончаровой. На следующий день после вернисажа вспыхнул скандал. Вышла статья «Футуризм и кощунство», дюжину работ на библейские сюжеты цензоры потребовали убрать — правда, убрали их ненадолго. Вскоре экспозицию осмотрел знаменитый поэт и писатель, педагог в отставке Федор Сологуб. Он тоже оставил печатный отзыв, причем не только о картинах, но и о встрече с олицетворением зла: «Я увидел рядом со мною знакомого черта; заметив, что я на него смотрю, черт перестал стучать хвостом по подоконнику, спрятал хвост под фалды и спросил: „Нравится?“».

Ольга Муромцева. «Мир искусства Надежды Добычиной». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 368 с., ил.
Ольга Муромцева. «Мир искусства Надежды Добычиной». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 368 с., ил.

Упомянутая выставка проходила в Художественном бюро Надежды Добычиной (1884–1950). Это была коммерческая галерея, открывшаяся в октябре 1912 года и просуществовавшая до января 1919-го. Но и всего за шесть лет галеристка успела очень много. Состоялось 26 выставок, многократно экспонировались мирискусники и авангардисты (именно у Добычиной впервые был показан публично «Черный квадрат» Казимира Малевича — в декабре 1915 года на «Последней футуристической выставке картин „0,10“»). Проходили большие выставки финских и латышских живописцев, «новых сатириконцев», монографические — Михаила Врубеля, Александра Гауша, Василия Денисова, Николая Кульбина, Абрама Маневича, Яна Ционглинского, упомянутая выше выставка Гончаровой. Добычина представляла также специализированные проекты, посвященные графике, этюдам, пейзажам.

Нет сомнений в том, что годы деятельности Художественного бюро были звездным часом его хозяйки. Она ведь общалась не только с художниками. В ее галерее выступали Константин Бальмонт и Сергей Прокофьев, а в квартире жил Владимир Маяковский. Художественному бюро могла быть посвящена весомая и фундаментальная книга.

Дмитрий Стеллецкий. «Заря». 1910. Фрагмент.  Фото: Собрание Валерия Дудакова
Дмитрий Стеллецкий. «Заря». 1910. Фрагмент.
Фото: Собрание Валерия Дудакова

Но исследование современной коллеги Добычиной, Ольги Муромцевой, которая организует выставки и фестивали, преподает и пишет, претендует на большее, а можно сказать, на иное. В центре внимания — личность Надежды Добычиной, однозначной оценки не имеющая. Современники и мемуаристы называли ее и сумасшедшей, и ловкой коммерсанткой, и дилетанткой, и толковой покровительницей.

Повествование начинается в пределах черты еврейской оседлости — позорном рудименте имперской России. Дело в том, что героиня книги появилась на свет в семье кантониста, военного рекрута из числа евреев. Первые три главы научной биографии посвящены эмансипации Добычиной — с помощью образования (она училась на бывших Курсах Лесгафта) и посредством брака с дворянином Петром Добычиным. Примерно к 1909 году относится важное знакомство Добычиных с Николаем Кульбиным, и первые проекты Надежды Евсеевны — «Треугольник» и «Венок — Стефанос» — связаны именно с авангардистами.

Ольга Розанова. «Червонный валет». Из цикла «Игральные карты». 1912–1915. Фрагмент.  Фото: Слободской музейно-выставочный комплекс
Ольга Розанова. «Червонный валет». Из цикла «Игральные карты». 1912–1915. Фрагмент.
Фото: Слободской музейно-выставочный комплекс

В главах с четвертой по седьмую рассказана бурная история Художественного бюро и его руководительницы, окруженной живописцами, литераторами, музыкантами и любовниками.

В разгар военного коммунизма галерею пришлось ликвидировать. Собственно, ее бы все равно вот-вот закрыли. Но жизнь и, соответственно, книга на этом не заканчиваются. Большой заслугой Ольги Муромцевой стало подробное изучение советского периода биографии Добычиной. Это своего рода практическое руководство по выживанию и бытованию в социалистическом обществе «классового врага» — беспартийной коммерсантки. Надежда Добычина заведовала художественно-промышленной школой для беспризорников и художественным отделом знаменитого петроградского Дома искусств, была заместителем председателя Петроградского отделения Красного Креста и председателем правления Общества камерной музыки, работала научным сотрудником Русского музея в Ленинграде и Музея Революции в Москве, сотрудничала с «Мосфильмом» и Союзом художников Казахской ССР. И везде занималась не идеологией или теоретизированием, а созидательной работой. Добычина приносила пользу не только обществу, но и конкретным людям. В частности, помогла уехать из Советской России семье Бенуа, вытаскивала из-под ареста искусствоведа Рубена Дрампяна.

Борис Григорьев. «Портрет Мирона Шерлинга». 1916. Фрагмент.  Фото: Собрание семьи Палеевых
Борис Григорьев. «Портрет Мирона Шерлинга». 1916. Фрагмент.
Фото: Собрание семьи Палеевых

В приложениях к биографии даны тексты самой Надежды Добычиной — ее вспоминания и суждения о современниках: Александре Бенуа, Игоре Грабаре, Николае Кульбине, Владимире Маяковском, мастерах соцреализма. Эти страницы представляют читателю несколько взбалмошную и неорганизованную (тексты все неоконченные и немного бессвязные), но увлеченную и уверенную в своем призвании женщину. Призванием же ее была поддержка отечественного искусства, вернее, созидателей этого искусства. Посетители прошлогодней выставки «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма могли в этом убедиться воочию. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+