В Театре Гонзаги, в его деревянном трюме, идет выставка «Время мифа», которая объединила работы современных художников, сценические костюмы и их проекты, видеопроекции декораций и предметы из коллекции Музея-заповедника «Архангельское».
Трюм с его характерной архитектурой и герметичной средой уподоблен ковчегу, несущему семена существ и культур, способных прорасти после вселенской катастрофы. Сама по себе воспроизводимость этих структур отсылает к цикличности — или же атемпоральности — мифического сознания. Мир, которому предстоит родиться из яйца («Путь» Дины Терентьевой), окружен звуками-первоэлементами: воды, ветра, земли и огня. Позже, с возникновением человеческих цивилизаций, эти первозданные шумы приобретают звучание лиры, хора женских голосов, шагов. Звуковая инсталляция Ольги Бочихиной «После катастрофы» сообщает пространству трюма глубину в его сонорном измерении.
Мечту о вечной жизни и священный трепет перед посмертной участью умершего, краеугольные для древних культур, представляют предельно достоверные «псевдозахоронения» Александры Мураш («Найдено летом 1999-го») под эгидой обещающей бессмертие бренным останкам крылатой Исиды, современной интерпретации образа богини в исполнении Рамзиля Камалиева. Дифференциацию божественных функций и сложение античного пантеона, выделение на их фоне сверхчеловека-героя, равно как и их бытование в виде мистерий древнегреческого театра, иллюстрируют бумажные фигуры-макеты студентов Школы-студии МХАТ (Анна Архипова, Александра Беглова-Чаковская, Дарья Корина, Марэтта Новикова). Некоторые из них стали воплощением эскизов Льва Бакста к трагедии «Ипполит» и мимодраме «Орфей»; созданные из простейших материалов, своей грубой текстурой они чувственно передают ощущение «архаики» и актуальность мифа во все времена. Театральные маски, сводящие множество человеческих индивидуальностей к ограниченной типологии эмоций, сродни житейской предзаданности традиционных культур; тоска по мощи архетипов, стоящих за ними, сказывается и в неутолимом желании воплотить на сцене формы древнегреческого театра (маски студентов Школы-студии МХАТ).
Крушение античной религиозной парадигмы с возникновением линейного времени, монотеистических культур, триумфом логики и возможными на этом пути подменами в виде почитания лжецарей и лжегероев являют работы Сергея Мейтува («Амальгама») и костюмы Анастасии Нефёдовой для постановки «Электротеатра „Станиславский“» «Книга висячих садов». Эрзацы традиционных значимых фигур, производимые постмодернистским сознанием, заполняют одинокий индивидуальный поиск и оказываются морским царем Шёнбергом, наводящим ужас на своих креатур, всесильным ученым-богоборцем, осуществляющим попытку оживления («Долгая зима» Сергея Мейтува), анонимным homo sapiens, погребенным под обломками цивилизаций прошлого, кои он, в поисках идентичности, может тасовать по собственному усмотрению.
Театральный трюм как концептуальная рама оформляет все эти артефакты; именно на сцене театра и сегодня возможно воскресение и мирное событие ушедших культур.
Музей-заповедник «Архангельское»
«Время мифа»
До 29 сентября