18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Театре Гонзаги современные художники воскрешают древние мифы

Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.   Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

В деревянном трюме Театра Гонзаги Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Время мифа»

В Театре Гонзаги, в его деревянном трюме, идет выставка «Время мифа», которая объединила работы современных художников, сценические костюмы и их проекты, видеопроекции декораций и предметы из коллекции Музея-заповедника «Архангельское».

Елизавета Минаева. Серия «Гримерка».  2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Елизавета Минаева. Серия «Гримерка». 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Трюм с его характерной архитектурой и герметичной средой уподоблен ковчегу, несущему семена существ и культур, способных прорасти после вселенской катастрофы. Сама по себе воспроизводимость этих структур отсылает к цикличности — или же атемпоральности — мифического сознания. Мир, которому предстоит родиться из яйца («Путь» Дины Терентьевой), окружен звуками-первоэлементами: воды, ветра, земли и огня. Позже, с возникновением человеческих цивилизаций, эти первозданные шумы приобретают звучание лиры, хора женских голосов, шагов. Звуковая инсталляция Ольги Бочихиной «После катастрофы» сообщает пространству трюма глубину в его сонорном измерении.

Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Мечту о вечной жизни и священный трепет перед посмертной участью умершего, краеугольные для древних культур, представляют предельно достоверные «псевдозахоронения» Александры Мураш («Найдено летом 1999-го») под эгидой обещающей бессмертие бренным останкам крылатой Исиды, современной интерпретации образа богини в исполнении Рамзиля Камалиева. Дифференциацию божественных функций и сложение античного пантеона, выделение на их фоне сверхчеловека-героя, равно как и их бытование в виде мистерий древнегреческого театра, иллюстрируют бумажные фигуры-макеты студентов Школы-студии МХАТ (Анна Архипова, Александра Беглова-Чаковская, Дарья Корина, Марэтта Новикова). Некоторые из них стали воплощением эскизов Льва Бакста к трагедии «Ипполит» и мимодраме «Орфей»; созданные из простейших материалов, своей грубой текстурой они чувственно передают ощущение «архаики» и актуальность мифа во все времена. Театральные маски, сводящие множество человеческих индивидуальностей к ограниченной типологии эмоций, сродни житейской предзаданности традиционных культур; тоска по мощи архетипов, стоящих за ними, сказывается и в неутолимом желании воплотить на сцене формы древнегреческого театра (маски студентов Школы-студии МХАТ).

Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Крушение античной религиозной парадигмы с возникновением линейного времени, монотеистических культур, триумфом логики и возможными на этом пути подменами в виде почитания лжецарей и лжегероев являют работы Сергея Мейтува («Амальгама») и костюмы Анастасии Нефёдовой для постановки «Электротеатра „Станиславский“» «Книга висячих садов». Эрзацы традиционных значимых фигур, производимые постмодернистским сознанием, заполняют одинокий индивидуальный поиск и оказываются морским царем Шёнбергом, наводящим ужас на своих креатур, всесильным ученым-богоборцем, осуществляющим попытку оживления («Долгая зима» Сергея Мейтува), анонимным homo sapiens, погребенным под обломками цивилизаций прошлого, кои он, в поисках идентичности, может тасовать по собственному усмотрению.

Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Театральный трюм как концептуальная рама оформляет все эти артефакты; именно на сцене театра и сегодня возможно воскресение и мирное событие ушедших культур.

Музей-заповедник «Архангельское»
«Время мифа»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+