18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Театре Гонзаги современные художники воскрешают древние мифы

Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.   Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

В деревянном трюме Театра Гонзаги Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Время мифа»

В Театре Гонзаги, в его деревянном трюме, идет выставка «Время мифа», которая объединила работы современных художников, сценические костюмы и их проекты, видеопроекции декораций и предметы из коллекции Музея-заповедника «Архангельское».

Елизавета Минаева. Серия «Гримерка».  2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Елизавета Минаева. Серия «Гримерка». 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Трюм с его характерной архитектурой и герметичной средой уподоблен ковчегу, несущему семена существ и культур, способных прорасти после вселенской катастрофы. Сама по себе воспроизводимость этих структур отсылает к цикличности — или же атемпоральности — мифического сознания. Мир, которому предстоит родиться из яйца («Путь» Дины Терентьевой), окружен звуками-первоэлементами: воды, ветра, земли и огня. Позже, с возникновением человеческих цивилизаций, эти первозданные шумы приобретают звучание лиры, хора женских голосов, шагов. Звуковая инсталляция Ольги Бочихиной «После катастрофы» сообщает пространству трюма глубину в его сонорном измерении.

Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Мечту о вечной жизни и священный трепет перед посмертной участью умершего, краеугольные для древних культур, представляют предельно достоверные «псевдозахоронения» Александры Мураш («Найдено летом 1999-го») под эгидой обещающей бессмертие бренным останкам крылатой Исиды, современной интерпретации образа богини в исполнении Рамзиля Камалиева. Дифференциацию божественных функций и сложение античного пантеона, выделение на их фоне сверхчеловека-героя, равно как и их бытование в виде мистерий древнегреческого театра, иллюстрируют бумажные фигуры-макеты студентов Школы-студии МХАТ (Анна Архипова, Александра Беглова-Чаковская, Дарья Корина, Марэтта Новикова). Некоторые из них стали воплощением эскизов Льва Бакста к трагедии «Ипполит» и мимодраме «Орфей»; созданные из простейших материалов, своей грубой текстурой они чувственно передают ощущение «архаики» и актуальность мифа во все времена. Театральные маски, сводящие множество человеческих индивидуальностей к ограниченной типологии эмоций, сродни житейской предзаданности традиционных культур; тоска по мощи архетипов, стоящих за ними, сказывается и в неутолимом желании воплотить на сцене формы древнегреческого театра (маски студентов Школы-студии МХАТ).

Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Крушение античной религиозной парадигмы с возникновением линейного времени, монотеистических культур, триумфом логики и возможными на этом пути подменами в виде почитания лжецарей и лжегероев являют работы Сергея Мейтува («Амальгама») и костюмы Анастасии Нефёдовой для постановки «Электротеатра „Станиславский“» «Книга висячих садов». Эрзацы традиционных значимых фигур, производимые постмодернистским сознанием, заполняют одинокий индивидуальный поиск и оказываются морским царем Шёнбергом, наводящим ужас на своих креатур, всесильным ученым-богоборцем, осуществляющим попытку оживления («Долгая зима» Сергея Мейтува), анонимным homo sapiens, погребенным под обломками цивилизаций прошлого, кои он, в поисках идентичности, может тасовать по собственному усмотрению.

Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Театральный трюм как концептуальная рама оформляет все эти артефакты; именно на сцене театра и сегодня возможно воскресение и мирное событие ушедших культур.

Музей-заповедник «Архангельское»
«Время мифа»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+