18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Больше чем модельер: девиантная красота Мартина Маржелы

Демонстрация моделей одежды модного дома Maison Margiela в рамках парижской Недели моды 2021.  Фото: FashionPPS via ZUMA Wire/ТАСС
Демонстрация моделей одежды модного дома Maison Margiela в рамках парижской Недели моды 2021.
Фото: FashionPPS via ZUMA Wire/ТАСС
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Книга Колин Хилл «Мартин Маржела. Лексикон стиля» — первая в серии «Ателье», запущенной издательством V–A–C Press, как говорится в их заявлении, «для критического осмысления моды и истории костюма»

Своевременность такой серии для передовой культурной институции, каковой является фонд V–A–C с «ГЭС-2», трудно отрицать. Дизайнеры одежды сегодня настоящие властители молодых умов, а музейные выставки, посвященные моде, бьют рекорды посещаемости. Достаточно вспомнить невероятный медийный успех Met Gala — ежегодного дефиле Института костюма Метрополитен-музея.

Выбор героя для дебютной книги серии — что примечательно, написанной специально по заказу V–A–C Press, — кажется весьма удачным, ведь Мартин Маржела, бельгийский дизайнер с французским уклоном, стал одним из символов интеллектуальной и авангардной моды, столь дорогой сердцу арт-богемы и вообще креативного класса.

Колин Хилл. Мартин Маржела: лексикон стиля. V–A–C Press, 2024. 168 с., ил. (Cерия «Ателье»).
Колин Хилл. Мартин Маржела: лексикон стиля. V–A–C Press, 2024. 168 с., ил. (Cерия «Ателье»).

Как сообщает нам Колин Хилл, у ее героя было шесть музейных выставок, а на одном из показов он поместил свои сумочки в стеклянные короба. «Была ли это дань уважения музеям? Или насмешка над серьезностью, с которой люди относились к его вещам?» — вопрошает автор. Несколько предметов Маржелы хранятся и в коллекции музея Технологического института моды в Нью-Йорке, где работает куратором Колин Хилл. Она рассказывает, что это, в частности, бюстье из уличных плакатов и прославившие Маржелу ботинки таби с раздвоенным мысом, образцом для которых послужили традиционные японские носки с отдельным большим пальцем, которые носят с сандалиями гэта. Эти «подрывные объекты», как их называет Хилл, с их «девиантной красотой» датируются 1990 годом. Хотя свои основные революционные находки Маржела сделал еще в конце 1980-х и в 1990-х, а сам отошел от дел в 2009 году, оставив свое имя продолжающему действовать модному дому, все же его идеи не теряют привлекательности.

Например, следящая за модой коллега посоветовала обратить внимание на молодую российскую марку, у которой можно найти жакеты с необработанным краем и торчащими нитками, — и выяснилось, что российские производители не только позаимствовали этот, ставший уже общим местом, деконструктивистский прием, впервые внедренный Маржелой, но даже не постеснялись спереть, простите за грубость, четыре фирменных белых маржеловских стежка на спинке изделий, которыми дизайнер признавался в любви к портновскому искусству и нелюбви к логотипам. И при этом наши местные творцы не считают зазорным позиционировать себя как «концептуальную» и «креативную» марку.

Книга, в трех разделах которой («Память», «Деконструкция», «Игра и импровизация») подробно описываются основные этапы карьеры Маржелы, полезна хотя бы тем, что указывает авторство пошедших в народ и ставших анонимными приемов и трендов. Это и пресловутый оверсайз — объемные вещи на несколько размеров больше, чем нужно по фигуре, и свитера с дырками (их вязала мама дизайнера), и в целом эффект поношенности, измятости и неидеальности новой одежды, которая принципиально выглядит как старая. (Впрочем, Маржела возродил к жизни и некоторые чужие фасоны в своей линии Replica — при этом честно указывая на бирке, где и когда они впервые появились.) Это и ключевой для всей современной цивилизации принцип ресайклинга (и апсайклинга тоже!) — переработки мусора и хлама во что-то ценное. Перелицовку старых вещей, вызванную бедностью, Маржела возвел в творческий принцип и показал результаты на кутюрных подиумах.

Жакет-парик и шиньоны для волос Martin Margiela.  Осень-зима 2008, коллекция “Artisanal” и готовая одежда, весна-лето 2009. Приобретение Vogue Paris Foundation в 2014 году.  Фото: Palais Galliera, musée de la Mode de la Ville de Paris
Жакет-парик и шиньоны для волос Martin Margiela. Осень-зима 2008, коллекция “Artisanal” и готовая одежда, весна-лето 2009. Приобретение Vogue Paris Foundation в 2014 году.
Фото: Palais Galliera, musée de la Mode de la Ville de Paris

Недостатки книги — продолжение ее достоинств. Академическая добротность местами превращается в излишне подробную монотонность описаний того, что к чему пришито и как покрашено. При этом понятно, что эти описания необходимы, ведь на 160 страниц текста — всего 16 фотографий-иллюстраций, к тому же нарочито плохих, в стиле главного героя, и это все, конечно, предопределено почти карманным форматом книги, но читателю придется самому гуглить картинки.

Главное достоинство академического текста — в том, что автор нигде не сворачивает с заявленного пути, строго придерживаясь своей научной сферы — истории моды. Рассказывает о предшественниках и коллегах: и о японских дизайнерах Реи Кавакубо и Иссе Мияки, и о том, что пуховики-одеяла впервые придумала ныне забытая американская модельер, хотя модными их сделал бельгиец. Но это же и претензия к автору: многие эпизоды истории Мартина Маржелы так и просятся быть сравненными еще с чемнибудь. Его скрытность (модельер никогда не показывал своего лица) — с анонимностью Бэнкси; показы в «заброшках» или, скажем, закрытые масками лица моделей — с перформансами или современным театром. Но автор осторожно воздерживается от помещения своего героя в широкий контекст культуры.

Колин Хилл пишет, что в начале карьеры, в 1989 году, Маржела говорил, что не считает себя художником, а делает вещи, которые люди должны носить. И замечает: его мнение за прошедшие годы могло измениться.

Так вот, сейчас мы точно можем сказать, что оно изменилось. На художественной ярмарке Art Basel в июне 2024 года были замечены произведения Мартина Маржелы — заплесневелые шлепки в стеклянных ящиках. Теперь Маржела — настоящий художник, и книгу о нем так и стоит воспринимать.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+