18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катерина Ковалева построила в Венеции «храм надежды» из парашютов

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

В пространстве современного искусства CREA на острове Джудекка 4 сентября открывается выставка Катерины Ковалевой «Лимбо», которая, хоть и не входит в официальную программу Венецианской биеннале, созвучна ее главной теме «Чужестранцы повсюду»

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо», который будет представлен в Венеции с 4 сентября, начался в 2022 году, а в 2023-м показывался в Музее истории ГУЛАГа под названием «Зона ожидания». Это размышление о хрупкости и непредсказуемости человеческой жизни, зависимости судьбы от потоков времени и исторических событий. Большая часть тех работ отправилась в Италию. Но к ним прибавились и новые, созданные по мотивам известного мифологического сюжета о похищении Европы, к которому обращались многие художники всех времен. Помимо инсталляций, в экспозицию вошло 25 листов графики.

Основными объектами венецианской выставки Катерины Ковалевой стали четыре восьмиметровых расписанных парашюта, подвешенные на высоте 6 м, и два парашютных полотна, которые разместятся по углам выставочного пространства в Венецианском международном культурном центре CREA, расположенном на бывшей верфи. В росписях можно узнать фрагменты фресок итальянских гениев: Тьеполо, Тициана и Себастьяно Риччи. Центральное место занимает большая инсталляция-парашют «Триумф континентов» с изображением четырех аллегорических сцен, представляющих Европу, Азию, Африку и Америку. По словам автора, «это утопическое симметричное устройство мира, символ равновесия всех живущих на одной земле под одним небом, и каждый континент можно идентифицировать по своему культурному коду, но вместе они провозглашают основополагающий принцип выживания человека разумного — единство в разнообразии».

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо». Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Рядом расположилось еще одно новое полотно из парашютной ткани — «Похищение Европы», на «сводах» которого изображены мотивы известных одноименных картин Тьеполо и Тициана. Вместе с ними на парашютах можно заметить морские сигнальные флаги, которые символизируют призыв о помощи.

«В рисунках на парашютах я использовала аллегорические сцены с фресок итальянских художников прошлого, эти фантастические небеса, населенные божествами. Идея заключалась в преобразовании купола парашюта в купол переносного неба. Парашюты с фресками напоминают и храмовые росписи, и плафоны венецианских палаццо, они словно благословенная сень, образ небесного отечества, населенного множеством душ и мифических существ. И это символ надежды, в противовес классическому символу якоря, который тянет на дно, тогда как парашют связывает нас с небом. Похищение Европы происходит и сейчас, но она еще может уклониться от „неудачного брака“. Иначе это может грозить уничтожением ее культурного кода», — рассказывает Катерина Ковалева.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Один из парашютов представляет собой шестиметровое свадебное платье, которое рассказывает историю американского летчика Клода Хенсингера. Несколько раз парашют спасал ему жизнь во время Второй мировой войны. Сначала летчик катапультировался из самолета, когда его подбили и тот загорелся. Потом использовал куски парашютной ткани в качестве бинтов, чтобы перевязать раны. Ею же укрывался во время дождя и холода. Вернувшись домой в Пенсильванию, Клод Хенсингер попросил свою невесту Рут сшить из парашюта свадебное платье, в котором она и вышла за него замуж. Рут сшила наряд в стиле зеленого платья Скарлетт О’Хары, материалом для которого стали шторы. Платье из парашюта принесло молодоженам счастье, они прожили долгую жизнь. Их дочь выходила замуж в том же наряде, а потом его передали в музей. На платье-парашюте российской художницы изображены так называемые секретные карты уклонения или побега, которые обычно печатались на ткани и использовались американскими, британскими и союзническими военнослужащими для выхода из тыла врага. Это символическое платье похищенной Европы.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

«Что нужно знать человеку, чтобы стать свободным, сбежать, спастись из плена своих убеждений и установок, стереотипов и навязанных моделей поведения? Какая нужна карта уклонения? Как ее найти? Где? Куда она вшита? Под какую подкладку? У каждого свой ответ», — рассуждает художница.

Венецианский международный культурный центр CREA
Катерина Ковалева. «Лимбо»
До 31 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+