18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катерина Ковалева построила в Венеции «храм надежды» из парашютов

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

В пространстве современного искусства CREA на острове Джудекка 4 сентября открывается выставка Катерины Ковалевой «Лимбо», которая, хоть и не входит в официальную программу Венецианской биеннале, созвучна ее главной теме «Чужестранцы повсюду»

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо», который будет представлен в Венеции с 4 сентября, начался в 2022 году, а в 2023-м показывался в Музее истории ГУЛАГа под названием «Зона ожидания». Это размышление о хрупкости и непредсказуемости человеческой жизни, зависимости судьбы от потоков времени и исторических событий. Большая часть тех работ отправилась в Италию. Но к ним прибавились и новые, созданные по мотивам известного мифологического сюжета о похищении Европы, к которому обращались многие художники всех времен. Помимо инсталляций, в экспозицию вошло 25 листов графики.

Основными объектами венецианской выставки Катерины Ковалевой стали четыре восьмиметровых расписанных парашюта, подвешенные на высоте 6 м, и два парашютных полотна, которые разместятся по углам выставочного пространства в Венецианском международном культурном центре CREA, расположенном на бывшей верфи. В росписях можно узнать фрагменты фресок итальянских гениев: Тьеполо, Тициана и Себастьяно Риччи. Центральное место занимает большая инсталляция-парашют «Триумф континентов» с изображением четырех аллегорических сцен, представляющих Европу, Азию, Африку и Америку. По словам автора, «это утопическое симметричное устройство мира, символ равновесия всех живущих на одной земле под одним небом, и каждый континент можно идентифицировать по своему культурному коду, но вместе они провозглашают основополагающий принцип выживания человека разумного — единство в разнообразии».

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо». Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Рядом расположилось еще одно новое полотно из парашютной ткани — «Похищение Европы», на «сводах» которого изображены мотивы известных одноименных картин Тьеполо и Тициана. Вместе с ними на парашютах можно заметить морские сигнальные флаги, которые символизируют призыв о помощи.

«В рисунках на парашютах я использовала аллегорические сцены с фресок итальянских художников прошлого, эти фантастические небеса, населенные божествами. Идея заключалась в преобразовании купола парашюта в купол переносного неба. Парашюты с фресками напоминают и храмовые росписи, и плафоны венецианских палаццо, они словно благословенная сень, образ небесного отечества, населенного множеством душ и мифических существ. И это символ надежды, в противовес классическому символу якоря, который тянет на дно, тогда как парашют связывает нас с небом. Похищение Европы происходит и сейчас, но она еще может уклониться от „неудачного брака“. Иначе это может грозить уничтожением ее культурного кода», — рассказывает Катерина Ковалева.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

Один из парашютов представляет собой шестиметровое свадебное платье, которое рассказывает историю американского летчика Клода Хенсингера. Несколько раз парашют спасал ему жизнь во время Второй мировой войны. Сначала летчик катапультировался из самолета, когда его подбили и тот загорелся. Потом использовал куски парашютной ткани в качестве бинтов, чтобы перевязать раны. Ею же укрывался во время дождя и холода. Вернувшись домой в Пенсильванию, Клод Хенсингер попросил свою невесту Рут сшить из парашюта свадебное платье, в котором она и вышла за него замуж. Рут сшила наряд в стиле зеленого платья Скарлетт О’Хары, материалом для которого стали шторы. Платье из парашюта принесло молодоженам счастье, они прожили долгую жизнь. Их дочь выходила замуж в том же наряде, а потом его передали в музей. На платье-парашюте российской художницы изображены так называемые секретные карты уклонения или побега, которые обычно печатались на ткани и использовались американскими, британскими и союзническими военнослужащими для выхода из тыла врага. Это символическое платье похищенной Европы.

Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».  Фото: архив Катерины Ковалевой
Проект Катерины Ковалевой «Лимбо».
Фото: архив Катерины Ковалевой

«Что нужно знать человеку, чтобы стать свободным, сбежать, спастись из плена своих убеждений и установок, стереотипов и навязанных моделей поведения? Какая нужна карта уклонения? Как ее найти? Где? Куда она вшита? Под какую подкладку? У каждого свой ответ», — рассуждает художница.

Венецианский международный культурный центр CREA
Катерина Ковалева. «Лимбо»
До 31 октября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+