Проект Катерины Ковалевой «Лимбо», который будет представлен в Венеции с 4 сентября, начался в 2022 году, а в 2023-м показывался в Музее истории ГУЛАГа под названием «Зона ожидания». Это размышление о хрупкости и непредсказуемости человеческой жизни, зависимости судьбы от потоков времени и исторических событий. Большая часть тех работ отправилась в Италию. Но к ним прибавились и новые, созданные по мотивам известного мифологического сюжета о похищении Европы, к которому обращались многие художники всех времен. Помимо инсталляций, в экспозицию вошло 25 листов графики.
Основными объектами венецианской выставки Катерины Ковалевой стали четыре восьмиметровых расписанных парашюта, подвешенные на высоте 6 м, и два парашютных полотна, которые разместятся по углам выставочного пространства в Венецианском международном культурном центре CREA, расположенном на бывшей верфи. В росписях можно узнать фрагменты фресок итальянских гениев: Тьеполо, Тициана и Себастьяно Риччи. Центральное место занимает большая инсталляция-парашют «Триумф континентов» с изображением четырех аллегорических сцен, представляющих Европу, Азию, Африку и Америку. По словам автора, «это утопическое симметричное устройство мира, символ равновесия всех живущих на одной земле под одним небом, и каждый континент можно идентифицировать по своему культурному коду, но вместе они провозглашают основополагающий принцип выживания человека разумного — единство в разнообразии».
Рядом расположилось еще одно новое полотно из парашютной ткани — «Похищение Европы», на «сводах» которого изображены мотивы известных одноименных картин Тьеполо и Тициана. Вместе с ними на парашютах можно заметить морские сигнальные флаги, которые символизируют призыв о помощи.
«В рисунках на парашютах я использовала аллегорические сцены с фресок итальянских художников прошлого, эти фантастические небеса, населенные божествами. Идея заключалась в преобразовании купола парашюта в купол переносного неба. Парашюты с фресками напоминают и храмовые росписи, и плафоны венецианских палаццо, они словно благословенная сень, образ небесного отечества, населенного множеством душ и мифических существ. И это символ надежды, в противовес классическому символу якоря, который тянет на дно, тогда как парашют связывает нас с небом. Похищение Европы происходит и сейчас, но она еще может уклониться от „неудачного брака“. Иначе это может грозить уничтожением ее культурного кода», — рассказывает Катерина Ковалева.
Один из парашютов представляет собой шестиметровое свадебное платье, которое рассказывает историю американского летчика Клода Хенсингера. Несколько раз парашют спасал ему жизнь во время Второй мировой войны. Сначала летчик катапультировался из самолета, когда его подбили и тот загорелся. Потом использовал куски парашютной ткани в качестве бинтов, чтобы перевязать раны. Ею же укрывался во время дождя и холода. Вернувшись домой в Пенсильванию, Клод Хенсингер попросил свою невесту Рут сшить из парашюта свадебное платье, в котором она и вышла за него замуж. Рут сшила наряд в стиле зеленого платья Скарлетт О’Хары, материалом для которого стали шторы. Платье из парашюта принесло молодоженам счастье, они прожили долгую жизнь. Их дочь выходила замуж в том же наряде, а потом его передали в музей. На платье-парашюте российской художницы изображены так называемые секретные карты уклонения или побега, которые обычно печатались на ткани и использовались американскими, британскими и союзническими военнослужащими для выхода из тыла врага. Это символическое платье похищенной Европы.
«Что нужно знать человеку, чтобы стать свободным, сбежать, спастись из плена своих убеждений и установок, стереотипов и навязанных моделей поведения? Какая нужна карта уклонения? Как ее найти? Где? Куда она вшита? Под какую подкладку? У каждого свой ответ», — рассуждает художница.
Венецианский международный культурный центр CREA
Катерина Ковалева. «Лимбо»
До 31 октября