Начнем с того, что «ВолгаФест» показал пример остроумного художественного ресайклинга, когда из одного произведения было собрано много новых. Речь идет о скульптуре знаменитого мастера паблик-арта Николая Полисского — шестиметровом кубе из цветных деревяшек. Несколько лет куб стоял на площади перед реставрируемой конструктивистской фабрикой-кухней — зданием открывшегося в конце мая филиала Государственной Третьяковской галереи — и за это время стал знаковым для города объектом. Буквально месяц назад куб разобрали из-за обветшалости, но его составляющие не стали сдавать в утиль, а с разрешения автора пустили на новые работы. Из разноцветных жердей были собраны парадные ворота, через которые публика попадала на фестиваль на набережной, и еще множество конструкций, очертивших территорию «ВолгаФеста» ярким деревянным пунктиром. А калужская деревня Никола-Ленивец, арт-вотчина Николая Полисского, стала гостем фестиваля, как и еще целый ряд институций современного искусства из городов, по преимуществу волжских, которые по традиции зовут на этот праздник.
«ВолгаФест» — ежегодный межрегиональный мультиформатный фестиваль на открытом воздухе. Проводится в Самаре с 2016 года. Тематические категории фестиваля — «Смотри», «Слушай», «Твори». Российские музеи из года в год становятся его участниками с собственными площадками.
Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Саратов, Волгоград, Астрахань получили свои представительства на пляже, где разворачивалось основное действо «ВолгаФеста» в металлических морских контейнерах, ставших импровизированными выставочными залами. (Нечто подобное можно видеть на пляжах Майами, когда там проходит ярмарка Art Basel.) Самара чуть ли не единственный волжский город, где песчаные пляжи находятся прямо в центре, сразу под высокой набережной, и между лекциями (например, «Водоканал как источник вдохновения. Городское хозяйство с точки зрения смыслов искусства»), спектаклями, концертами (хедлайнером была группа «Манго-Манго»), мастер-классами (один из них, по шитью воздушного змея, давала художница Ульяна Подкорытова), танцами, а также посещением маркета местных дизайнеров и фуд-корта с местными же производителями деликатесов можно было освежиться купанием.
Вокруг стенда самой Третьяковки в Самаре в виде советского прилавка с буфетчицей, весами и кафелем образовалась огромная песочница, где малыши лепили куличики с помощью форм, повторяющих культовые блюда (скажем, сосиска с горошком). Михаил Савченко, ставший руководителем и продюсером «ВолгаФеста» еще до того, как возглавить Самарский филиал Третьяковки, особое внимание уделяет детской программе, и кажется, что из 180 тысяч посетителей нынешнего праздника было как минимум тысяч 80 детей. Для них были заготовлены всевозможные развлечения-учения. И соревнования по скейтборду для подростков, и, для младших, на одной из лужаек игра «Какой я дом» — конструктор, на детали которого нанесены изображения всяческих архитектурных элементов, из них можно сложить свой небоскреб или крепость. Это проект самарской художницы Анастасии Кастор, одной из участников программы резиденций «Выход в город», осуществленной совместно с Московским музеем современного искусства.
По результатам вчувствования резидентов в самарскую атмосферу в городе появилось несколько десятков арт-объектов разных жанров — от скульптур и мозаик пиксель-художника Лексея К. до установленной на набережной будки «предел переживания» с виртуальной реальностью Елизаветы Беловой или арт-зина с наблюдениями за городом Татьяны Присталовой и Руслана Кувшина.
Самарский художественный музей построил на набережной свою миниатюрную копию — красивый фасад исторического здания, которое он занимает, со сшитыми из ткани мягкими фигурами фирменных черных сфинксов. Гостям фестиваля предлагалось почувствовать себя настоящими кураторами и собрать в макетах музейных залов собственную выставку из миниатюрных картонок — произведений из коллекции, поместив их прямо на стены. Самарский Музей Эльдара Рязанова выставил несколько стендов-карт, показывающих, в каких местах на Волге снимались знаменитые фильмы.
Отдельным приключением нынешнего фестиваля стало художественное освоение острова Проран — организаторы называют это проектом-исследованием «Сотворение Прорана». Этот остров, 16 км в длину, куда из центра Самары можно доплыть на катере за десять минут, окутан множеством легенд. Его можно было бы назвать необитаемым, то есть официальных поселений на нем сейчас нет. Но были. До того, как в 1950-е годы была построена Куйбышевская (ныне — Жигулевская) ГЭС, поднявшая уровень воды в Волге, что грозило затоплением поселков, из-за чего их упразднили. Другое название острова — Поджабный — отсылает к жабам (так в этой местности называли водных черепах). Считается, что писатель Алексей Толстой, проведший в Самаре ранние годы, вдохновлялся этим островом, когда сочинял свою черепаху Тортилу, хранящую золотой ключик. Об интересных историях, связанных с островом, славящимся красотой ландшафтов, можно узнать на экскурсиях, разработанных специально к фестивалю, в том числе Андрея Кочеткова, директора Самарского историко-краеведческого музея, и самарского художника Андрея Сяйлева — он некоторое время был арт-директором «ВолгаФеста». В рамках фестиваля на острове появилось несколько арт-объектов, собранных из тех же элементов куба Николая Полисского. Организаторы «ВолгаФеста» надеются, что это вешки и контуры будущего арт-парка, который может возникнуть на Проране по образцу знаменитого Никола-Ленивца и фестиваля «Архстояние». Нынешний девиз «ВолгаФеста», «Другие берега», позаимствованный у Набокова, удачная метафора для такого фестиваля: иногда, чтобы найти новое, нужно просто доплыть до другого берега