18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Концы в воду, или Приговор истории искусства

Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994) Фото: George Eastman Museum
Бельтинг приводит в книге примеры из выставочной практики Питера Гринуэя (на фото — проект Лестницы, 1994)
Фото: George Eastman Museum
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?

Философы XX века оставили нам представительное кладбище: там покоятся Бог, большие нарративы, искусство, автор и сама философия. Вслед за объявленным концом искусства логично было предположить и конец его истории. Программно об этом заговорил маститый немецкий искусствовед Ханс Бельтинг в 1983 году, принимая в наследство от Ханса Зедльмайра кафедру истории искусства Мюнхенского университета. Свои соображения Бельтинг изложил во время инаугурации в докладе «Конец истории искусства?», который вскоре вышел в виде брошюры, а к 1995 году разросся до монографии (тогда же вопрос в названии сменился утверждением).

Но тема не переставала занимать Бельтинга, и в 2003 году был издан переработанный текст монографии под новым заглавием — «История искусства после модернизма». Именно его перевод, выпущенный Музеем современного искусства «Гараж», стал наконец доступен русскоязычной аудитории (хотя издательская команда, запутавшись сама, сбивает с толку и читателя, указав на авантитуле название более раннего издания, а в аннотации — сразу двух).

Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.
Ханс Бельтинг. «История искусства после модернизма». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 340 с., ил.

Очерчивая во вступительной статье академическую биографию Ханса Бельтинга, искусствовед Сергей Фофанов представляет его как двуликого Януса, взгляд которого обращен одновременно и в прошлое, и в будущее: горизонт его интересов простирался от византийских фресок до современных визуальных медиа. Столь широкий угол обзора позволил Бельтингу заметить противоречия линейной истории искусства. Он сравнивает ее с рамой, которая уже не способна вместить полную картину художественных практик.

С одной стороны, эта рама весьма гибкая. Так, в нее задним числом помещали иконы и древние наскальные рисунки — одним словом, те изображения, которые «не только не создавались как искусство, но служили религиозным либо социальным ритуалам». При этом многое из того, что создавалось как искусство, оказалось неучтенным и теперь борется за свое место в каноне. Речь идет прежде всего о том, что формировалось вне западной традиции. Наиболее очевидный случай, на который ссылается автор, — современное искусство стран Восточной Европы, которое открылось во всей полноте после падения Берлинской стены. Но таких случаев намного больше, и поскольку история искусства — западное изобретение, то цена их включения — размытие границ дисциплины и ее критериев. Кажущаяся открытость другим культурам не решила проблему, а создала новые — этому посвящена последняя часть книги.

В историографическом очерке, который занимает сразу несколько глав, Бельтинг показывает, как усложнялась история искусства. Жизнеописания живописцев, как у Джорджо Вазари, уступили место истории стилей и истории новшеств. Когда же они зашли в тупик, наступила эпоха интерпретации отдельных произведений, при этом многообразие методологических позиций (структурная семиотика, психоанализ, феминизм, деконструкция, постколониальный дискурс) привело к полной разобщенности внутри дисциплины — история искусства теперь бессистемно ветвится по принципу «ризомы», как сказали бы Жиль Делёз и Феликс Гваттари. В этом свете совершенным анахронизмом предстает знаменитая схема Альфреда Барра, которую дизайнеры поместили на обложку. В ней первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке стрелками наметил траектории движения модернистского искусства от неоимпрессионизма к абстракции. Текст Бельтинга убеждает, что выстраивать схему дальше, проводя все новые стрелки и добавляя компоненты, бесперспективно, ведь после модернизма кривая, но различимая дорожка истории искусства вывела тех, кто по ней шел, в бескрайний сад расходящихся тропок, едва ли доступный для картографирования.

Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году. Фото: MOMA
Титульный лист каталога Альфреда Х. Барра-младшего для выставки «Кубизм и абстрактное искусство» в МоМА в 1936 году.
Фото: MOMA

Хотя перевод книги опоздал к нам на 21 год, обозначенная в ней проблема осталась по-прежнему актуальной. Недаром Ханс Бельтинг оставил текст в варианте начала 2000-х, уже не возвращаясь к нему до самой своей смерти в 2023-м. Вероятно, даже еще через 20, 50 или 100 лет ничего толком не изменится — если верно, что мы живем в состоянии постистории, когда происходит так много всего, что кажется, будто ничего не происходит. В таком случае конец искусства отменяется: оно будет жить вечно, только уже не пытаясь перещеголять прошлое и удивить будущее. А вот историкам искусства придется «зафиксировать в памяти проигранную битву, которую им только и остается, что комментировать». Что Бельтинг и сделал первым. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+