18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект о русской провинции представил Béton

Фридрих Мебиус. 1860-е гг. Фото: ЦВК Béton
Фридрих Мебиус. 1860-е гг.
Фото: ЦВК Béton

В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков», посвященная русской провинции и ее жителям

Около сотни оригинальных аутентичных работ от дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х с видами русских городов, портретами горожан и жанровыми сценами разворачивают перед зрителями панораму русской провинции. Собирательный образ которой — тот самый неоднократно описанный в литературе «уездный город N» — бесконечно узнаваемый и трудноуловимый одновременно. Он точно где-то был, этот город. Мы отлично представляем себе по книгам, фотографиям и рисункам, как выглядят его торговые ряды, городской собор, кривые пыльные улочки с покосившимися бревенчатыми домами — но где именно, сказать в точности невозможно. Он везде.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Авторы проекта намеренно размывают географические отсылки, избегают привязки к местности. Условный город, населенный персонажами великой русской литературы позапрошлого века. Осмеянный и возвеличенный, поэтичный в своем захолустье и погрязший в патриархальном болоте. Кошмар и архаика для прогрессора и рай, населенный добродушными автохтонами, для почвенника. О, какие демоны водятся в этом тихом омуте! Какие безумные страсти бурлят под неподвижной с виду поверхностью темных вод позабытого пруда, заросшего ряской и кувшинками!

Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864. Фото: ЦВК Béton
Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864.
Фото: ЦВК Béton

Безымянные обитатели настороженно глядят с фотографий в неумолимое будущее. Зрители, следуя замыслу кураторов, могут лишь гадать о том, какими были эти люди, кто из них Кабаниха, Кудряш, купец Савел Прокофьевич Дикой, где прячутся три сестры земского секретаря Андрея Сергеевича Прозорова, которым не суждено попасть в столицу.

Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Где-то далеко в крупных городах строили фабрики и мосты, студенты-бомбисты разгоняли смуту, взлетали в небо аэропланы и дирижабли, ужасные декаденты фраппировали почтенную публику своим упадническим «футуризмом» — мир стремительно преображался. А здесь, как юрские инклюзы в янтаре, застыли на дагеротипах уездные обитатели, храня свои тайны и приверженность традиции.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Есть удивительная история о купцах-староверах некогда богатого города Боровска, которые, противясь новизне, приложили невероятные усилия, чтобы железная дорога обошла их процветающий город стороной. И она обошла, на десятилетия законсервировав опасливых до прогресса боровичей в косном, благодушном заповеднике нелепых предрассудков. Их потомки до сих пор ездят на московскую электричку за 20 верст в соседнее Балабаново.

Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton приглашает зрителей беспристрастно погрузиться в провинциальную культуру и жизнь. Кажется, она не так уж сильно поменялась за 150 лет.

Центр визуальной культуры Béton
«Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков»
До 10 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+