18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Проект о русской провинции представил Béton

Фридрих Мебиус. 1860-е гг. Фото: ЦВК Béton
Фридрих Мебиус. 1860-е гг.
Фото: ЦВК Béton

В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков», посвященная русской провинции и ее жителям

Около сотни оригинальных аутентичных работ от дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х с видами русских городов, портретами горожан и жанровыми сценами разворачивают перед зрителями панораму русской провинции. Собирательный образ которой — тот самый неоднократно описанный в литературе «уездный город N» — бесконечно узнаваемый и трудноуловимый одновременно. Он точно где-то был, этот город. Мы отлично представляем себе по книгам, фотографиям и рисункам, как выглядят его торговые ряды, городской собор, кривые пыльные улочки с покосившимися бревенчатыми домами — но где именно, сказать в точности невозможно. Он везде.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Авторы проекта намеренно размывают географические отсылки, избегают привязки к местности. Условный город, населенный персонажами великой русской литературы позапрошлого века. Осмеянный и возвеличенный, поэтичный в своем захолустье и погрязший в патриархальном болоте. Кошмар и архаика для прогрессора и рай, населенный добродушными автохтонами, для почвенника. О, какие демоны водятся в этом тихом омуте! Какие безумные страсти бурлят под неподвижной с виду поверхностью темных вод позабытого пруда, заросшего ряской и кувшинками!

Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864. Фото: ЦВК Béton
Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864.
Фото: ЦВК Béton

Безымянные обитатели настороженно глядят с фотографий в неумолимое будущее. Зрители, следуя замыслу кураторов, могут лишь гадать о том, какими были эти люди, кто из них Кабаниха, Кудряш, купец Савел Прокофьевич Дикой, где прячутся три сестры земского секретаря Андрея Сергеевича Прозорова, которым не суждено попасть в столицу.

Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Где-то далеко в крупных городах строили фабрики и мосты, студенты-бомбисты разгоняли смуту, взлетали в небо аэропланы и дирижабли, ужасные декаденты фраппировали почтенную публику своим упадническим «футуризмом» — мир стремительно преображался. А здесь, как юрские инклюзы в янтаре, застыли на дагеротипах уездные обитатели, храня свои тайны и приверженность традиции.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Есть удивительная история о купцах-староверах некогда богатого города Боровска, которые, противясь новизне, приложили невероятные усилия, чтобы железная дорога обошла их процветающий город стороной. И она обошла, на десятилетия законсервировав опасливых до прогресса боровичей в косном, благодушном заповеднике нелепых предрассудков. Их потомки до сих пор ездят на московскую электричку за 20 верст в соседнее Балабаново.

Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton приглашает зрителей беспристрастно погрузиться в провинциальную культуру и жизнь. Кажется, она не так уж сильно поменялась за 150 лет.

Центр визуальной культуры Béton
«Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков»
До 10 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+