18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Проект о русской провинции представил Béton

Фридрих Мебиус. 1860-е гг. Фото: ЦВК Béton
Фридрих Мебиус. 1860-е гг.
Фото: ЦВК Béton

В Центре визуальной культуры Béton открылась выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков», посвященная русской провинции и ее жителям

Около сотни оригинальных аутентичных работ от дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х с видами русских городов, портретами горожан и жанровыми сценами разворачивают перед зрителями панораму русской провинции. Собирательный образ которой — тот самый неоднократно описанный в литературе «уездный город N» — бесконечно узнаваемый и трудноуловимый одновременно. Он точно где-то был, этот город. Мы отлично представляем себе по книгам, фотографиям и рисункам, как выглядят его торговые ряды, городской собор, кривые пыльные улочки с покосившимися бревенчатыми домами — но где именно, сказать в точности невозможно. Он везде.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Авторы проекта намеренно размывают географические отсылки, избегают привязки к местности. Условный город, населенный персонажами великой русской литературы позапрошлого века. Осмеянный и возвеличенный, поэтичный в своем захолустье и погрязший в патриархальном болоте. Кошмар и архаика для прогрессора и рай, населенный добродушными автохтонами, для почвенника. О, какие демоны водятся в этом тихом омуте! Какие безумные страсти бурлят под неподвижной с виду поверхностью темных вод позабытого пруда, заросшего ряской и кувшинками!

Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864. Фото: ЦВК Béton
Мартин Шерер и Георгий Набгольц. «Строительство моста». 1864.
Фото: ЦВК Béton

Безымянные обитатели настороженно глядят с фотографий в неумолимое будущее. Зрители, следуя замыслу кураторов, могут лишь гадать о том, какими были эти люди, кто из них Кабаниха, Кудряш, купец Савел Прокофьевич Дикой, где прячутся три сестры земского секретаря Андрея Сергеевича Прозорова, которым не суждено попасть в столицу.

Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Неизвестный фотограф. «Чаепитие». 1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Где-то далеко в крупных городах строили фабрики и мосты, студенты-бомбисты разгоняли смуту, взлетали в небо аэропланы и дирижабли, ужасные декаденты фраппировали почтенную публику своим упадническим «футуризмом» — мир стремительно преображался. А здесь, как юрские инклюзы в янтаре, застыли на дагеротипах уездные обитатели, храня свои тайны и приверженность традиции.

Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton. Фото: ЦВК Béton
Выставка архивной фотографии «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» в ЦВК Béton.
Фото: ЦВК Béton

Есть удивительная история о купцах-староверах некогда богатого города Боровска, которые, противясь новизне, приложили невероятные усилия, чтобы железная дорога обошла их процветающий город стороной. И она обошла, на десятилетия законсервировав опасливых до прогресса боровичей в косном, благодушном заповеднике нелепых предрассудков. Их потомки до сих пор ездят на московскую электричку за 20 верст в соседнее Балабаново.

Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг. Фото: ЦВК Béton
Карл Булла «Охрана почтамта».1910-е гг.
Фото: ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton приглашает зрителей беспристрастно погрузиться в провинциальную культуру и жизнь. Кажется, она не так уж сильно поменялась за 150 лет.

Центр визуальной культуры Béton
«Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков»
До 10 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+