18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вода, банан и мясо в истории, культуре и политике

Борис Бодуэн. «Банан с идеей [Banana con una idea]». 2022. Фото: Joaquín Cortés / Román Lores/ Museo Reina Sofía
Борис Бодуэн. «Банан с идеей [Banana con una idea]». 2022.
Фото: Joaquín Cortés / Román Lores/ Museo Reina Sofía
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Выставка в Центре искусства королевы Софии посвящена еде как системе знаков. Произведения, показанные на ней, образуют «пищевой лексикон», начинающийся с трех основ: agua («вода»), banana («банан») и carne («мясо»)

Отправной точкой для выставки стала видеоработа Марты Рослер «Семиотика кухни» (1975) из коллекции Национального музея «Центр искусства королевы Софии». В ней художница показывает кухонную утварь в алфавитном порядке и проговаривает названия предметов, сопровождая это агрессивными (но соответствующими назначению) жестами. Эта пародия на кулинарные шоу в первую очередь говорит о гендерных ролях, о борьбе домохозяйки, не желающей быть прикованной к кухне. Выставка «Семиотика еды» шире, при этом социальный, гендерный и еще новый, экологический, мотивы в ней главные.

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».  Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía
Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».
Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Повторяя повествовательную структуру видео, выставка представляет глоссарий, в каждой статье которого анализирует смыслы, ассоциирующиеся с конкретным продуктом в контексте новейшей истории. «Было важно подчеркнуть напряженность, возникающую вокруг еды на всех этапах ее существования — от выращивания до обработки и потребления», — сообщают кураторы. Основываясь на коллекциях Библиотеки и Центра документов Музея королевы Софии, экспозиция включает в себя визуальные и текстовые материалы: фотографии, книги, стихи, плакаты, кулинарные книги и художественные объекты. Все эти произведения образуют «пищевой лексикон», начинающийся с трех основ: agua («вода»), banana («банан») и carne («мясо»). По мнению кураторов, уже эти три продукта исчерпывающе показывают, как еда может быть связана с историей, политикой, искусством и культурой.

Имитация рождественского ужина дома у художника Хосе Переса Оканьи. Фото для приложения к газете El periódico. 1982.  Фото: Faustí Llucià Figueras, VEGAP, Madrid, 2024
Имитация рождественского ужина дома у художника Хосе Переса Оканьи. Фото для приложения к газете El periódico. 1982.
Фото: Faustí Llucià Figueras, VEGAP, Madrid, 2024

Вода — одна из главных тем в творчестве американской художницы и писательницы Рони Хорн. В своей книге «Другая вода» (2000) она исследует эстетическое и экологическое измерение этого жизненно важного элемента с помощью фотографий и поэтических примечаний, взяв как пример Темзу. Исследования арт-группы Grupo Escombros более приземленны и конкретны: в работе Agua S.O.S. (1990) художники разлили по бутылкам воду из реки Риачуэло в Аргентине, загрязненную промышленными стоками. Оба произведения побуждают к размышлениям о политических и социальных проблемах, связанных с водой как основой жизни.

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».  Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía
Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».
Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Книга «Банановое золото» (1932) американского журналиста Карлтона Билса рассказывает о «банановых вой­нах» (1898–1934) в Никарагуа, борьбе местных наемных рабочих за улучшение условий труда на банановых плантациях. Объект «Банан с идеей» (2022) художника Жориса Бодуана, банан с ввернутой в него лампочкой, являет собой образец концептуального искусства (как тут не вспомнить знаменитый банан «Комедиант», прикрепленный Маурицио Каттеланом к стене на Art Basel Miami Beach в 2019 году и купленный тогда же за $120 тыс.!). Проект «Пересечь море, чтобы быть съеденным» писательницы Валерии Маты и двух художников, Йоханны Зеелеманн и Бьорна Стейнара Блюменштейна, — это травелог, история путешествия банана от места его выращивания в Эквадоре до конечного пункта назначения, магазина в Исландии. Все вместе три объекта, выбранные для представления этого фрукта в словаре семиотики еды, буквально раскрывают три «измерения» банана: социально-политическое, художественное, экономическое.

Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».  Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía
Выставка «На столе. Семиотика еды в Центре искусства королевы Софии».
Фото: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía

Отдел «Мясо» показывает не самую приемлемую для чувствительных или совестливых натур пищу как «тело политики». Нынешний коллапс мировой системы несет угрозу целостности тел всех людей на земле. В книге «Общий мир» (2013) Марина Гарсес рассказывает о случае Мухаммеда Буазизи, молодого тунисца, который поджег себя, когда его уличный ларек был конфискован полицией, лишившей его единственного средства к существованию. Это событие вызвало протесты, которые были жестоко подавлены властями и привели к началу «арабской весны» — серии протестов, восстаний и вооруженных мятежей, охвативших большую часть арабского мира в начале ­2010-х годов. Здесь же показана работа «Мясной фарш» (1988) группы Grupo Escombros, использующей изображения людей, измельчаемых в мясорубке, чтобы осудить насилие, пытки и похищения оппозиционеров в период военной диктатуры в Аргентине (1976–1983). Также в этом разделе глоссария представлен отчет Совета провинции Наварра, в котором описаны требования к инфраструктуре свиноводства: документ проливает свет на проблемы мясоперерабатывающей и животноводческой промышленности, в том числе экологические. 

Центр искусства королевы Софии
«На столе. Семиотика еды»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+