Отправной точкой для выставки стала видеоработа Марты Рослер «Семиотика кухни» (1975) из коллекции Национального музея «Центр искусства королевы Софии». В ней художница показывает кухонную утварь в алфавитном порядке и проговаривает названия предметов, сопровождая это агрессивными (но соответствующими назначению) жестами. Эта пародия на кулинарные шоу в первую очередь говорит о гендерных ролях, о борьбе домохозяйки, не желающей быть прикованной к кухне. Выставка «Семиотика еды» шире, при этом социальный, гендерный и еще новый, экологический, мотивы в ней главные.
Повторяя повествовательную структуру видео, выставка представляет глоссарий, в каждой статье которого анализирует смыслы, ассоциирующиеся с конкретным продуктом в контексте новейшей истории. «Было важно подчеркнуть напряженность, возникающую вокруг еды на всех этапах ее существования — от выращивания до обработки и потребления», — сообщают кураторы. Основываясь на коллекциях Библиотеки и Центра документов Музея королевы Софии, экспозиция включает в себя визуальные и текстовые материалы: фотографии, книги, стихи, плакаты, кулинарные книги и художественные объекты. Все эти произведения образуют «пищевой лексикон», начинающийся с трех основ: agua («вода»), banana («банан») и carne («мясо»). По мнению кураторов, уже эти три продукта исчерпывающе показывают, как еда может быть связана с историей, политикой, искусством и культурой.
Вода — одна из главных тем в творчестве американской художницы и писательницы Рони Хорн. В своей книге «Другая вода» (2000) она исследует эстетическое и экологическое измерение этого жизненно важного элемента с помощью фотографий и поэтических примечаний, взяв как пример Темзу. Исследования арт-группы Grupo Escombros более приземленны и конкретны: в работе Agua S.O.S. (1990) художники разлили по бутылкам воду из реки Риачуэло в Аргентине, загрязненную промышленными стоками. Оба произведения побуждают к размышлениям о политических и социальных проблемах, связанных с водой как основой жизни.
Книга «Банановое золото» (1932) американского журналиста Карлтона Билса рассказывает о «банановых войнах» (1898–1934) в Никарагуа, борьбе местных наемных рабочих за улучшение условий труда на банановых плантациях. Объект «Банан с идеей» (2022) художника Жориса Бодуана, банан с ввернутой в него лампочкой, являет собой образец концептуального искусства (как тут не вспомнить знаменитый банан «Комедиант», прикрепленный Маурицио Каттеланом к стене на Art Basel Miami Beach в 2019 году и купленный тогда же за $120 тыс.!). Проект «Пересечь море, чтобы быть съеденным» писательницы Валерии Маты и двух художников, Йоханны Зеелеманн и Бьорна Стейнара Блюменштейна, — это травелог, история путешествия банана от места его выращивания в Эквадоре до конечного пункта назначения, магазина в Исландии. Все вместе три объекта, выбранные для представления этого фрукта в словаре семиотики еды, буквально раскрывают три «измерения» банана: социально-политическое, художественное, экономическое.
Отдел «Мясо» показывает не самую приемлемую для чувствительных или совестливых натур пищу как «тело политики». Нынешний коллапс мировой системы несет угрозу целостности тел всех людей на земле. В книге «Общий мир» (2013) Марина Гарсес рассказывает о случае Мухаммеда Буазизи, молодого тунисца, который поджег себя, когда его уличный ларек был конфискован полицией, лишившей его единственного средства к существованию. Это событие вызвало протесты, которые были жестоко подавлены властями и привели к началу «арабской весны» — серии протестов, восстаний и вооруженных мятежей, охвативших большую часть арабского мира в начале 2010-х годов. Здесь же показана работа «Мясной фарш» (1988) группы Grupo Escombros, использующей изображения людей, измельчаемых в мясорубке, чтобы осудить насилие, пытки и похищения оппозиционеров в период военной диктатуры в Аргентине (1976–1983). Также в этом разделе глоссария представлен отчет Совета провинции Наварра, в котором описаны требования к инфраструктуре свиноводства: документ проливает свет на проблемы мясоперерабатывающей и животноводческой промышленности, в том числе экологические.
Центр искусства королевы Софии
«На столе. Семиотика еды»
До 20 сентября