18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Великие коллекционеры: две страсти — искусство и бизнес

Барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса в его галерее на вилле Фаворита в Лугано. 1989.  Фото: Nicola Graydon/Thyssen-Bornemisza National Museum Madrid
Барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса в его галерее на вилле Фаворита в Лугано. 1989.
Фото: Nicola Graydon/Thyssen-Bornemisza National Museum Madrid
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Продолжение увлекательных коллекционерских историй, рассказанных Джеймсом Стоуртоном. На сей раз в фокусе внимания оказались знаменитые европейские и азиатские собиратели искусства — не только старого, но и современного

Лет десять тому назад, блуждая в римских сумерках между столетиями, мы оказались в Палаццо Барберини. Там экспонировалась выставка, небольшая — примерно 40 картин, остановившая нашу «машину времени» в Сейченто, итальянском XVII веке. Это была мемориальная выставка — дань памяти недавно ушедшему (на 101-м году жизни) Денису Маону. Сэр Денис был ученым аристократом и характерным образчиком Inglese Italianizzato, итальянизированного англичанина. Он посвятил жизнь изучению живописи Гверчино, Караваджо, Гвидо Рени, Баттистелло, Доменикино, Карраччи, Никола Пуссена. Коллекция его насчитывала всего 79 полотен, но исключительного качества. Собственно, Денис Маон во многом и вернул истории мирового искусства подзабытых мастеров эпохи барокко.

Я нескромно позволил себе начать заметку с мемуара по двум причинам. Во-первых, сэр Денис Маон — один из героев рецензируемой книги. Во-вторых, потому что автор ее не исчезает со страниц, не прячется за описаниями, ссылками на труды и цитатами. Наоборот, он, точно элегантный и безукоризненный проводник, сопровождает читателя по замкам и апартаментам великих собирателей искусства недавнего прошлого и наших дней.

Джеймс Аластер Стоуртон тоже британский аристократ, причем представитель католического меньшинства; он второй сын барона Стоуртона, Сигрева, Моубрея, потомок древнейших родов. Стоуртон окончил Колледж Магдалины в Кембридже и 35 лет работал в аукционном доме Sotheby’s, где последние годы был председателем лондонского отделения. Потом он сосредоточился на преподавательской деятельности в Лондонском университете. Стоуртон написал несколько книг об истории коллекционирования и о коллекционерах, об английском искусстве, о дипломатических представительствах Британии — их архитектурных и иных достопримечательностях; он популярный колумнист и лектор.

Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия / Пер. с англ. И. А. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 368 с., ил.
Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Европа и Азия / Пер. с англ. И. А. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 368 с., ил.

Большой его труд о коллекционерах современности вышел на английском в 2004 году. По техническим причинам московское издательство «Слово» разделило русскоязычный перевод на две части: сначала был выпущен том об американских и французских коллекционерах, а теперь перед читателями — вторая половина оригинала, посвященная собраниям и коллекционерам Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Швейцарии, а также Китая (не-коммунистического) и Японии — всего 65 коллекциям. Герои Стоуртона собирали (а некоторые и собирают!) живопись старых европейских мастеров и уникальные инкунабулы, мейсенский фарфор и кикладскую пластику, викторианских и современных китайских художников, материальную культуру Африки и доколумбовой Америки, символистов и импрессионистов, английское серебро и русский авангард…

Большинство коллекционеров имели по несколько собирательских увлечений, сэр Денис Маон был, скорее, исключением. Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса собрал выдающуюся портретную галерею эпохи Возрождения, но ей не уступают импрессионисты, американские живописцы (лучшая коллекция в Европе), модернисты, русские авангардисты (в Мадриде можно увидеть эпическое полотно Татьяны Глебовой). Экспозиция Музея Тиссен-Борнемиса даже превосходит многие прославленные национальные музеи, превосходит в первую очередь качеством: барон обладал тонким вкусом и покупал не имена, а картины. Семейство Розенгартов собирало одновременно Пабло Пикассо, Пауля Клее, французских импрессионистов и кубистов. Собрание Петера Людвига включает античную скульптуру, живопись Средневековья и Ренессанса, игрушки XVII века, мейсенский фарфор и страсбургский фаянс, работы Пикассо и американский поп-арт.

Петер Людвиг. Фото: Слово/Slovo
Петер Людвиг.
Фото: Слово/Slovo

Не заблудиться среди всего этого изобилия читателю помогает эрудированный автор. Главное достоинство книги — в том, что Стоуртон видел своими глазами все описанные им коллекции (кроме одной), хотя отнюдь не каждая из них доступна для посещения. Кроме того, работая в прославленном аукционном доме, он организовал распродажи еще нескольких известных собраний: Ги де Ротшильда, Адольфа Бентинка и Габриель Бентинк-Тиссен, Авы Гарднер и других. Стоуртон — человек респектабельный и собрал коллекцию респектабельных персонажей. Например, на страницах его книги нет ни слова о самой скандальной коллекции ХХ века — семьи Гурлиттов (Хильдебранд Гурлитт был арт-дилером правителей Третьего рейха и покупал за бесценок или получал конфискованные полотна из собраний коллекционеров-евреев, а сын Корнелиус хранил эту тайную коллекцию в обычной мюнхенской квартире вплоть до 2010-х годов, когда правоохранительные органы раскрыли секрет).

Личное знакомство с героями книги и их собственностью позволяет автору не бояться прямолинейного и несколько простодушного стиля повествования. Стоуртон, как опытный аукционист, уверен, что ни один читатель не сможет оторваться от этого увлекательного материала. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+