18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нью-йоркский фонд Dia: вторая молодость в 50

Один из признаков «ренессанса» фонда Dia — недавнее обновление филиала в Биконе, штат Нью-Йорк.  Фото: Bill Jacobson/Dia Foundation
Один из признаков «ренессанса» фонда Dia — недавнее обновление филиала в Биконе, штат Нью-Йорк.
Фото: Bill Jacobson/Dia Foundation
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Знаменитая арт-институция начиналась в середине 1970-х со стремления создавать монументальный паблик-арт, а со временем превратилась в один из главных музеев XXI века. Свой нынешний период развития здесь называют «эпохой возрождения»

Фонд Dia Art Foundation был основан в Нью-Йорке в 1974 году. Тогда его миссия была определена так: заказывать художникам и по-новому представлять публике крупноформатные произведения паблик-арта. Dia (название происходит от древнегреческого предлога «через») никогда не был музеем в обычном смысле слова или просто финансирующей организацией. По заявлению трех основателей институции — арт-дилера Хайнера Фридриха, Филиппы де Мениль (ныне известной как Фариха Фатима аль-Джеррахи, наследница нефтесервисной компании Schlumberger) и историка искусства Хелен Уинклер Фосдик, «цель фонда — планировать, осуществлять и поддерживать общественные проекты, которые сложно реализовать и финансировать и которые не могут принадлежать отдельным коллекционерам в силу стоимости и масштабов произведений».

Инсталляция Chryssa & New York. Dia Chelsea, Нью-Йорк.  Фото: Anthony Huffman/Dia Art Foundation
Инсталляция Chryssa & New York. Dia Chelsea, Нью-Йорк.
Фото: Anthony Huffman/Dia Art Foundation

Та легендарная щедрость зачастую приводила к созданию эпохальных произведений ленд-арта, многие из которых Dia продолжает поддерживать до сих пор. Среди них — «Спиральная дамба» (1970) Роберта Смитсона, «Солнечные туннели» (1973–1976) Нэнси Холт, «Нью-йоркская земляная комната» (1977), «Сломанный километр» (1979) и «Поле молний» (1977) Уолтера Де Мария. Dia также сыграл важную роль в становлении эпического, по сей день не завершенного проекта Джеймса Таррелла «Кратер Роден» и содействовал Дональду Джадду в создании фонда Chinati Foundation в техасском городе Марфа.

Спустя 50 лет после основания Dia старается сохранять свои фундаментальные принципы. «Возможно, у нас уже нет таких безграничных ресурсов, какие были когда-то у наших основателей, но наша миссия по-прежнему заключается в том, чтобы ставить художников и на первое, и на второе, и на третье, и на четвертое место», — говорит в интервью The Art Newspaper Джессика Морган, занимающая пост директора фонда с 2015 года. Морган и ее команда утверждают, что «в Dia по-прежнему сначала художникам на все идеи говорят да, а потом задумываются о том, как это воплотить, даже несмотря на все возможные препятствия». Но, по ее словам, когда она только начала здесь работать, ей стало очевидно, что, если фонд хочет оставаться на плаву, ему придется измениться — и быстро. «Мы были олицетворением „мертвого“ учреждения, зацикленного на произведениях белых мужчин, — рассказывает она. — Мы унаследовали коллекцию, в которой среди авторов были лишь две художницы, а единственным цветным художником был Он Кавара».

Спустя 50 лет после основания Dia старается сохранять свои фундаментальные принципы. Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
Спустя 50 лет после основания Dia старается сохранять свои фундаментальные принципы.
Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation

Dia вступил в период, который Морган называет «эпохой возрождения». За последние девять лет программа и коллекции фонда стали разнообразнее, обновились выставочные пространства в Нью-Йорке и в Биконе на севере штата Нью-Йорк, где с 2003 года фонду принадлежит огромное помещение бывшей фабрики по печати картонных упаковок. Сотрудники институции объединились в профсоюз; благодаря активной фандрайзинговой кампании удалось стабилизировать финансовое положение фонда. Однако наиболее заметный сдвиг произошел в работе с новыми художниками.

Не замалчивать полную историю

«1960-е и 1970-е годы стали для фонда золотой эпохой, но прежде мы рассказывали лишь часть этой истории, — признает Морган. — В последние несколько лет мы начали целенаправленно привлекать художников, которые по праву были частью того нарратива, но оказались вычеркнуты из него. Речь идет прежде всего о восстановлении истории и лишь затем о том, чтобы начать смотреть на нее глобальнее, не ограничиваясь США и Европой». Когда Морган только пришла в Dia, в коллекции были работы около 20 художников. Сейчас их 71, и 24 из них — женщины, включая Мэг Вебстер, Джоан Джонас, Сенгу Ненгуди и Доротею Рокберн.

Расширение азиатской и латиноамериканской коллекций стало приоритетной задачей музея. С 2017 года Dia владеет серией работ корейского художника Ли Уфана, который был не только важным участником японского объединения 1960-х годов «Моно-ха», но и тесно связан с Ричардом Серрой. Поддержка чернокожих художников также очень важна для Dia. Недавно коллекция пополнилась работами Чарльза Гейнса, Мелвина Эдвардса и Сэма Гиллиама. «Когда мы привезли сюда Сэма, он сказал, что хочет быть частью Dia, потому что Дональд Джадд был его любимым художником», — вспоминает Морган.

За последние девять лет программа и коллекции фонда стали разнообразнее, обновились выставочные пространства в Нью- Йорке и в Биконе на севере штата Нью- Йорк.  Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
За последние девять лет программа и коллекции фонда стали разнообразнее, обновились выставочные пространства в Нью- Йорке и в Биконе на севере штата Нью- Йорк.
Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation

Важнейшим шагом на пути к обновлению Dia стала перезагрузка пространства в Нью-Йорке. Едва заняв должность, Джессика Морган отвергла предложенный план строительства нового здания стоимостью $50 млн. Вместо этого в 2021 году открылся филиал Dia Chelsea, который объединил и расширил три уже существовавших здания фонда на Западной 22-й улице. «Мы потеряли связь с городом, долго ничего не открывая в Нью-Йорке и делая ставку только на Dia Beacon, поэтому теперь мы перестали сдавать в аренду наши помещения в Челси и снова используем их для выставок», — объясняет она.

Живые перформансы и саунд-арт

В лаконично оформленных помещениях Dia Chelsea проходят небольшие временные выставки, в основном молодых художников. В соответствии с философией Dia экспозиции создаются в тесном сотрудничестве с авторами; иногда их подготовка может растянуться на несколько лет. Эти выставки проводятся в рамках затеянного Морган возрождения программы заказов, пришедшей в упадок, несмотря на то что изначально она была главным смыслом существования институции. Теперь заказанные фондом работы зачастую попадают в его же коллекцию. Например, недавно музей приобрел Cielo terrenal («Земные небеса», 2023) колумбийской художницы Делси Морелос — пронзительную инсталляцию из земли, керамики и найденных артефактов.

Проект Джоан Джонас After Mirage (Cones/May Windows) (1976). Dia Beacon. 2021. Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
Проект Джоан Джонас After Mirage (Cones/May Windows) (1976). Dia Beacon. 2021.
Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation

Выдвижение на первый план живых перформансов и саунд-арта — еще один способ, благодаря которому важные манифесты из прошлого актуализировались в сегодняшней программе фонда. Морган говорит, что ей было важно проникнуться историей музея, прежде чем начать пополнять его коллекцию. Ее первым крупным проектом в Dia стало воссоздание в Челси в 2015 году «Дома мечты» (1979–1985) Ла Монте Янга и Мариан Зазилы. Они были первыми художниками, сотрудничавшими с Dia, и вот их «Дом мечты» принял форму звукового и светового пространства в приобретенном фондом трехэтажном здании в Трайбеке.

Среди других живых работ — выступления танцовщиц и хореографов Триши Браун и Стива Пакстона. В 2020 году новый подход был обозначен Party/After-Party — сайт-специфичной звуковой и световой инсталляцией детройтского продюсера техномузыки Карла Крейга.

Новый проект Стива Маккуина «Басы». 2024. Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
Новый проект Стива Маккуина «Басы». 2024.
Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation

На благотворительном обеде в честь 50-летия Dia впервые был представлен новый проект Стива Маккуина «Басы» (2024). Это наиболее абстрактная работа Маккуина, состоящая исключительно из света, цвета и звука. «Если вспомнить те дни, когда я только начинала, то тогда мы не смогли бы сразу показать Стива, — отмечает Морган. — Но теперь, когда мы постоянно работаем со звуком и размышляем о художниках, которые работают с ним и реагируют на него, я не могу представить себе лучшего автора». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+