18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Германии частный коллекционер основал музей абстрактного искусства

Автором проекта нового музея в Висбадене стал Фумихико Маки, лауреат Прицкеровской премии.  Фото: Helbig Marburger
Автором проекта нового музея в Висбадене стал Фумихико Маки, лауреат Прицкеровской премии.
Фото: Helbig Marburger
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Четыре десятилетия немецкий предприниматель Рейнхард Эрнст собирал произведения послевоенного беспредметного искусства, и в итоге его увлечение привело сначала к строительству, а теперь уже и к открытию нового большого музея в Висбадене

Промышленник Рейнхард Эрнст, сколотивший состояние на производстве прецизионных шестерен и двигателей, почувствовал тягу к искусству в 1980-е годы, когда ему было уже за 30. Сейчас, на восьмом десятке, он основал в Висбадене новый музей, где представил свою коллекцию послевоенного абстрактного искусства, включающую произведения Ли Краснер, Тони Крэгга, Джексона Поллока, Нео Рауха, Ричарда Серры, Фрэнка Стеллы, Пьера Сулажа, Элен Франкенталер, Дэмиена Хёрста, Иноуэ Юити и ряда других авторов.

Музей разместился в здании, построенном по проекту японского архитектора Фумихико Маки, лауреата Прицкеровской премии. В этом доме с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей. Благодаря властям города, у новой институции отличное расположение в центре Висбадена: она соседствует с художественным музеем и музеем естественной истории. Строительство, обошедшееся приблизительно в €80 млн, было профинансировано из Фонда Рейнхарда и Сони Эрнст.

В здании музея с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей.  Фото: Helbig Marburger
В здании музея с сияющим белым фасадом, просторными залами с потолками высотой 14 м и серыми гранитными полами более 2,5 тыс. кв. м выставочных площадей.
Фото: Helbig Marburger

Музей заказал для коллекции работы из стекла Катарине Гроссе, MadC и Карлу-Мартину Хартману, а Беттине Пустчи — инсталляцию для фойе. В атриуме, под стеклянным куполом, выставлена скульп­тура Эдуардо Чильиды.

«Я полюбил абстрактное искусство, — рассказал Рейнхард Эрнст The Art Newspaper. — Первые картины я покупал просто для интерьера, чтобы занять пустое место на стенах. Со временем картин стало так много, что в какой-то момент у меня не осталось свободных стен, — тогда я и понял, что стал коллекционером».

Эрнст говорит, что предлагал коллекцию двум музеям, но ни в одном из них не нашлось достаточно места, чтобы разместить в экспозиции такое множество произведений. «Так и появилась идея основать собственный музей», — объясняет он.

Работа Катарины Гроссе. Фото: Martin Url
Работа Катарины Гроссе.
Фото: Martin Url

Искусствовед Кристоф Зушлаг в своей статье назвал его собрание уникальным: и «по международному охвату, выходящему далеко за пределы Европы, Японии и США; и по наличию всех важных художественных направлений; а также по широте и качеству, с которыми оно представляет целый ряд тенденций и течений» в абстрактном искусстве после 1945 года.

Эрнст по-прежнему покупает искусство. Его последнее приобретение — работа немецко-британского художника Майкла Энтони Мюллера. В основном коллекцию он пополняет на аукционах и называет ноябрьский сезон в Нью-Йорке «обязательным для посещения».

«Раньше я часто ходил на арт-ярмарки — теперь гораздо реже, — признается он. — То, что показывают там, не всегда отражает актуальное состояние рынка искусства. На арт-ярмарках полно работ, которые через пару лет после продажи снова всплывут на рынке или будут пылиться у кого-то в кладовках. Ни первый, ни второй вариант меня не устраивает: я покупаю для музея, чтобы потом показать работы публике».

Скульптуры Тони Крэгга. Фото: Helbig Marburger
Скульптуры Тони Крэгга.
Фото: Helbig Marburger

Музей Рейнхарда Эрнста рассчитывает на 60 тыс. посетителей в первый год. Утренние сеансы будут отведены для школ и образовательных учреждений, а с полудня музей будет открыт для всех желающих. Коллекционер предполагает, что музей привлечет посетителей не только из Германии, но и из США, Японии и соседней Франции. Он заинтересован и в вывозе экспонатов на временные выставки за границу. «Контакты с зарубежными музеями очень важны, мы как раз работаем над этим», — говорит Эрнст.

Премьерная выставка в новом музее — «Фумихико Маки и Maki & Co. Путь к гуманной архитектуре» (до 9 февраля 2025 года) — посвящена его архитектору. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+