Часть второго этажа музея «Гараж» теперь отдана современному искусству, которое с уверенностью можно называть классикой. В пространстве представлены произведения Никиты Алексеева, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Андрея Монастырского, Льва Рубинштейна, групп «Инспекция „Медицинская герменевтика“» (Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Павел Пепперштейн, Владимир Федоров), «Коллективные действия», «Чемпионы мира» и многих других.
Причем в коллекцию Музея современного искусства «Гараж», большая часть которой куплена в этом году, вошли работы не только именитых московских художников, но и лидеров локальных арт-сцен. Тем самым продолжается линия «гаражной» Триеннале российского современного искусства, где показывали художников из разных регионов России. Так, в начале открытого хранения можно найти секцию с работами Ильгизара Хасанова — казанского художника, который уже несколько десятилетий остается одной из ключевых фигур художественной жизни родного города. Представлен его «Дневник неизвестного человека (1956–1965)» — инсталляция на основе записей советского гражданина, который фиксировал непримечательные события, случившиеся с ним за день. Художник случайно купил дневник на барахолке. Хасанов иллюстрировал тексты аутентичными предметами периода оттепели, из которых получились выразительные натюрморты. Табурет с облупившейся краской, рюмка, сигареты «Север», тарелка с оливье и надкусанным ломтем черного хлеба, перо с чернильницей и листок с начатой записью. Художественный метод Хасанова близок идеям создателя тотальных инсталляций Ильи Кабакова: казанский художник также вывел свой хронотоп советской действительности.
Еще один неочевидный ход — акцент на саратовском художнике Мише Ле Жене, который начал заниматься «искусством действия» в 1990 году. Его акции наполнены легким юмором, тонкой поэзией и глубокой философией. Кажется, только он способен нырнуть в таз и исчезнуть, покататься на коньках с обратной стороны льда и превратиться в маятник Земли. На видном месте выставлены его книги, подробно и живописно фиксирующие акции. Они экспонируются на фоне фотографии, где Миша выпрыгивает из воды на фонтане, который будто бы создан силой мысли самого художника-волшебника. На самом деле на подготовку акции «Фонтан» ушло полгода, для ее реализации потребовались десятки экспериментов, в итоге воплотить ее в жизнь удалось благодаря сотрудникам грузового речного порта, которые за просто так дали Ле Женю установку мощностью 500 лошадиных сил и сварили конструкцию из стальных труб длиной 40 м. Что и правда чудо: кто еще способен убедить людей вместо работы заниматься воплощением невозможной мечты? Сам художник каждое лето проводит на необитаемом острове посреди Волги, где не только ставит арт-эксперименты, но и рыбачит, а потом готовит фирменные блюда. Кстати, специально для музейного кафе Миша Ле Жень разработал меню «речной кухни» в традициях Поволжья. А 21 сентября художник даст мастер-класс «Картина, написанная сердцем» в рамках программы «Художники — детям».
Среди мэтров нашлось место и художнику Игорю Самолету, чья звезда взошла в конце 2010-х. Целую стену занимает «Угол наклона» — белое полотно со множеством карманов, в которых спрятаны некие книги или папки. Зритель может только догадываться о содержимом, но на просвет они смотрятся словно собрание супрематических квадратов. Вторая часть проекта скрыта за занавесом, где представлена видеофиксация перформанса: перед нами пустой белый холст, которым художник закрывается от потока воды, пока не находит нужное положение, чтобы противостоять напору. Этот баланс и есть идеальный «угол наклона» — то равновесие, которое человек способен найти между внутренним «я» и внешними, давящими на него обстоятельствами.
Еще один автор нового поколения — Максим Михайлов — представлен видеоигрой «Архив трансгрессий». Зритель может взять в руки два джойстика в виде черепов неведомых животных и совершить полет в таинственный сумрачный мир. Левитировать над темными лесами, бескрайними болотами и странными постройками, собирая неведомые артефакты, — не такая уж простая задача, но по мысли автора как раз «механика передвижения» и «коллекционирование впечатлений» и дают тот опыт познания, которого он добивался.
В дизайне применили нарочито простые строительные материалы, намекающие на то, что работа над коллекцией не закончена и будет продолжаться, и отказались от глухих перегородок, поэтому экспозиция получилась полной света и воздуха. В ней демонстрируется транспарант Кирилла Глущенко из проекта «Огни Москвы», фразу на котором можно обозначить эпиграфом проекта. На нем написано: «Поэзия зрелых исканий». Звучит просто и лаконично.
Отдельное пространство отдано архивам группы «Коллективные действия», где можно полистать несколько томов «Поездок за город», рассказывающих во всех деталях о легендарных загородных вылазках, во время которых происходили акции московских концептуалистов. Творчество участников знаменитой группы, в частности Никиты Алексеева, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Андрея Монастырского, представлено и самостоятельными проектами. Тем самым, уйдя от хронологического повествования, команда музея закольцовывает классиков современного искусства и тех, кто обещает стать ими в будущем.
По словам одного из кураторов, Никиты Нечаева, есть внутренняя экспертная группа, которая обсуждает формат и планирует закупки, а сам проект «будет усложняться и масштабироваться». «Не хочется повторять уже существующие методы показа коллекций в формате открытого хранения. Мы ищем свой подход», — пояснил он.
Сейчас в открытом хранении «Гаража» демонстрируются около 80 работ из 200, собранных на данный момент. И это не финальная версия экспозиции, состав представленных произведений будет меняться и дополняться.