18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

«Друзья Петербурга» устанавливают взаимосвязи

Планетарий «Лахта Центра». Фото: ПАО «Газпром»
Планетарий «Лахта Центра».
Фото: ПАО «Газпром»

Арт-резиденция на тему «Взаимосвязи» проходит в рамках предстоящего осеннего фестиваля «Друзья Петербурга», который в третий раз проведет в городе ПАО «Газпром»

Художники из России и Сербии приняли участие в программе подготовки к созданию грандиозного медиаконтента, реализуемого с использованием новейших технологий. Результаты совместной творческой работы будут спроецированы на полусферический купол планетария «Лахта Центра» — площадки, ранее недоступной широкой публике.

«Каждый год в рамках нашего фестиваля мы стремимся создать что-то новое, при этом всегда выбираем живые, неординарные форматы, на которые есть запрос, — сказала Елена Давыдова, начальник управления ПАО «Газпром», директор фонда «Газпром культурные инициативы», на встрече по случаю запуска арт-резиденции. — То, что мы предлагаем сейчас, — уникальный проект: в нем совпадает масса явлений, имеющих потенциал к объединению и по-настоящему интересных и широкой публике, и экспертному сообществу».

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи». Фото: ПАО «Газпром»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи».
Фото: ПАО «Газпром»

«Друзья Петербурга» — многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром». Его важнейшее событие для широкой публики — одноименный фестиваль, который проходит ежегодно. Главная миссия проекта — содействие сохранению культурного наследия и исторической идентичности Петербурга в современном мире. Проект «Друзья Петербурга» действует круглый год, работая по нескольким направлениям: «Наставничество», «Лаборатория», «Волонтеры», «Креативное бюро», «Погружение». Участники этих направлений посещают авторские экскурсии, квесты, познавательные программы на исторические темы с привлечением ведущих экспертов в области реставрации, архитектуры, музейного дела, урбанистики. Они слушают лекции, участвуют в профессиональных мастер-классах и междисциплинарных курсах, которые дают возможность студентам и молодым специалистам попробовать себя в исследовательской и практической работе в сфере архитектуры, урбанистики, ведении медиапортала и социальных сетей проекта. «Волонтеры», а именно волонтерское движение в сфере культуры — добровольческая программа проекта, часть большой системной работы с музеями и культурными институциями.

Фестиваль «Друзья Петербурга» — кульминационное событие целого года масштабной работы проекта. В 2024-м фестиваль пройдет с 27 по 29 сентября и объединит десятки музейных и выставочных площадок города, где состоится более 100 бесплатных мероприятий для петербуржцев и туристов, которых интересуют история и культура.

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в «Лахта Центре». Фото: ПАО «Газпром»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в «Лахта Центре».
Фото: ПАО «Газпром»

Арт-резиденция состояла из нескольких этапов: интенсивная подготовительная программа, которая проходила в Петербурге с 5 по 9 августа, «домашнее задание», которое художники выполняли сами, совместная работа, благодаря которой создан окончательный вариант художественных медиарешений, и его представление в планетарии «Лахта Центра» в течение трех дней фестиваля.

К участию в арт-резиденции организаторы пригласили известных и начинающих художников. Победителями открытого конкурса стали пять медиахудожников: Sasha Palm (Александра Лапаева) из Москвы, петербуржцы Tanya Mist, Степан Терещенко, Rinatto L’bank и Senyabad (Ксения Баданова) из Тюмени. Еще десятерых художников пригласили кураторы арт-резиденции, среди них — известные мастера из России и Сербии: петербуржцы YoMoYo и Даниил Зуев, москвичи Аристарх Чернышев, Кристина Сидорова, Димитрий Димитриев и Елизавета Янак (Dimitriev & Yanak), Сергей Титов (STAIN), Kirill Rave и художник из Белграда Nelle Karajlić.

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в «Лахта Центре». Фото: ПАО «Газпром»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» в «Лахта Центре».
Фото: ПАО «Газпром»

Среди приглашенных экспертов — художник и куратор, участник Documenta 12 Кирилл Преображенский, основатель галереи Monolog, куратор Денис Лео Хегич, арт-куратор Анна Заведий, российский искусствовед и художественный критик Милена Орлова.

Арт-резиденция позволила соединить историческое культурное наследие Петербурга с современным искусством и дала возможность художникам по-новому прочесть атмосферу и историю города.

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» на экскурсии по городу. Фото: ПАО «Газпром»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» на экскурсии по городу.
Фото: ПАО «Газпром»

«Для нас очень важно, сохраняя историю, передать ее современным языком. Мы, по сути, переводим ее на язык, понятный новым поколениям, — говорит Сабина Чагина, куратор арт-резиденции, основатель междисциплинарной творческой платформы «Сабстанция», сооснователь и художественный руководитель Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». — В проекте мы пытаемся адаптировать, „осовременивать“ исторические знания, используя творческий потенциал молодых художников, работающих с медиатехнологиями. Именно поэтому арт-резиденция и носит название „Взаимосвязи“. Это творческая связь между прошлым, настоящим и будущим».

Программа, по словам Сабины Чагиной, была очень насыщенной. Группа художников вместе с кураторами и организаторами фестиваля посетила Царское Село, побывала в Ораниенбауме и «Лахта Центре». Важной частью стал квест по центральным районам Петербурга «Город как текст». Участники разбились на команды, им нужно было составить собственную эмоциональную картину района, которую потом можно использовать для создания медиаработ.

Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» посетили Китайский дворец в Ораниенбауме. Фото: ПАО «Газпром»
Участники арт-резиденции «Взаимосвязи» посетили Китайский дворец в Ораниенбауме.
Фото: ПАО «Газпром»

В финале подготовительной программы в рамках арт-резиденции прошла дискуссия с участием художников, кураторов и организаторов.

По мнению художника Кирилла Рейва (Kirill Rave), архитектура является отражением отношения людей к городу. «Для меня всегда было важно найти свою связь с контекстом, с культурой, — сказал он. — Маршруты по Петербургу, предложенные нам кураторами, сломали мое представление о городе, в котором я много раз бывал, и это прекрасно».

Контраст новых, высокотехнологических объектов и исторических зданий Петербурга произвел серьезное впечатление на участников проекта.

Город стал главным героем арт-резиденции «Взаимосвязи». Фото: ПАО «Газпром»
Город стал главным героем арт-резиденции «Взаимосвязи».
Фото: ПАО «Газпром»

«Петербург — город контрастов во всем: в настроении, погоде, отношениях, людях, архитектуре, — уверен Rinatto L’bank. — И очень интересно видеть, как новые решения могут соседствовать с чем-то устоявшимся. Культурное наследие практически ощутимо в воздухе, во всех событиях, эмоциях, местах. Здорово, что город растет, при этом имеет смелость стремиться к новым образам».

Парящий в воздухе космический шар в атриуме многофункционального здания — именно так выглядит суперсовременный планетарий «Лахта Центра». Его высокотехнологичное оснащение объединяет работу звездной машины и целой системы цифровых проекторов, что позволит добиться особой зрелищности предстоящего медиашоу. В данный момент участники ведут финальную работу в планетарии, чтобы показать результат арт-резиденции «Взаимосвязи» гостям фестиваля «Друзья Петербурга».

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+