18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Теневая история искусства от Майкла Баксандалла

Жан-Батист Симеон Шарден. «Юный рисовальщик». 1733–1735.  Фото: Google Art Project
Жан-Батист Симеон Шарден. «Юный рисовальщик». 1733–1735.
Фото: Google Art Project
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Этот знаменитый искусствовед (предпочитавший, чтобы его называли «антикваром») полагал, что тени в живописи крайне информативны. Свою теорию он изложил в труде под названием «Тени и Просвещение», который выпустило издательство «Ад Маргинем»

Ключевыми работами английского искусствоведа Майкла Баксандалла (1933–2008) отмечены кардинальные повороты в искусствознании как науке. Его труды если не обозначали в ней фундаментальные сдвиги, то были им современны.

Книга «Тени и Просвещение», оригинальная публикация которой состоялась в 1995 году, относится к позднему периоду творчества Баксандалла и маркирует обращение истории искусства в сторону физики и биологии. Основной темой работы, как явствует из названия, становятся тени. Не только те, что отбрасываются предметами и фигурами на живописных полотнах. Но тень как объект изу­чения физики света и физиологии восприятия, экскурс в которые Баксандалл приводит в первой главе и периодически возвращается к ним в дальнейшем.

Майкл Баксандалл. «Тени и Просвещение». Пер. с англ. А. Черноглазова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 272 с.
Майкл Баксандалл. «Тени и Просвещение». Пер. с англ. А. Черноглазова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024. 272 с.

Оптика и биология «разрывов яркости», кажется, в этой работе подчас интересуют Баксандалла едва ли не больше, чем история искусства. А рассуждения о последней на страницах «Теней» сами иногда напоминают тени, отбрасываемые идеями и дискуссиями эпох Возрождения и Просвещения, с подробностями которых автор щедро знакомит читателей. В этом отношении он требователен и едва ли снисходителен к аудитории. От нее ожидается изрядная доля усердия в освоении каждой из глав с не самым простым и очевидным для книги по искусству содержанием. Все они при этом завершаются проницательными эссе об отдельных художественных произведениях прошлого. Ради них, кажется, и стоит проделать этот нелегкий читательский путь.

«Чтобы видеть предметы… нам прежде всего нужно научиться интерпретировать разрывы яркости, — постулирует Баксандалл. — Световой рисунок в глубине глаза не является ни наивным свидетелем физической реальности, ни его верной картой. <…> Будучи продуктом определенной физической реальности, они (тени) тоже несут определенную информацию о трехмерном мире — нужно лишь научиться ее читать». Представления о формировании тени и об источнике света в картине, по Баксандаллу, помогают воспринимать форму предметов и рельеф изображаемой местности. Направление освещения соотносится с позицией зрителей, направленностью и вектором их восприятия конкретного предмета искусства.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Римский солдат» 1720-1722.  Фото: Princeton University Art Museum
Джованни Баттиста Тьеполо. «Римский солдат» 1720-1722.
Фото: Princeton University Art Museum

Анализируя картину Пьера Сюблейра «Харон, плывущий в царство теней» (1735–1740) из собрания Лувра, Баксандалл, основываясь на композиционной структуре теней, приходит к выводу, что полотно — «чистейший образец формы рококо, подобный стуковой лепнине стен». И чтобы быть живописцем рококо, «совсем не обязательно писать в „пушистой“ рокайльной манере». Блестящий формальный анализ «Юного рисовальщика» (1733–1735) Жан-Батиста Симеона Шардена также основывается на структуре теней, отбрасываемых, казалось бы, периферийными предметами. Их расположение и их тени, напрашивается каламбур, позволяют пролить свет на понимание живописной манеры художника.

Переход от живописной манеры итальянского Проторенессанса к Раннему и Позднему Возрождению в завершающем книгу эссе о Леонардо емко описывается через нюансировки «светораздела» и «тональной моделировки» теней.

Сам Баксандалл не любил называть себя историком искусства или искусствоведом, определяя себя как антиквара. И в умении рассматривать произведения искусства прошлого ему не было равных. Исторические виньетки, аккуратно привитые к теоретическим пассажам из книги, подобно теням, не совпадают с контурами заявленного предмета. И выходя за его границы, действительно рассказывают об искусстве больше, чем то, что можно в нем обнаружить при первом взгляде. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+