Есть места уникальные, а есть такие, которые отвечают некоему обобщенному образу. Например, известному по фильмам и книгам типичному образу уездного города. Таков Елец, чья история восходит к XII веку (он включен в перечень исторических поселений России). Расположенный в Липецкой области, примерно в 400 км от Москвы, рядом с современной трассой «Дон», город счастливо сберег свой исторический центр, и, хоть и не может похвастать памятниками ЮНЕСКО, в нем есть все то, что так привлекает в провинции.
Живописный ландшафт с плавными горками, спускающимися к реке: тут она называется не просто Сосна, как в соседних областях, а Быстрая Сосна — течение и в самом деле стремительное. Нарядная красно-белая пожарная часть с каланчой: историческое здание занимает МЧС, а на самой макушке башни можно разглядеть фигуру часового (бутафорского). Церкви: те, что сохранились, задают тон в городской застройке. Особенно отличился (простите за каламбур) Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Возведенный по его проекту Вознесенский собор, доминанта пейзажа, поражает размерами: его высота 74 м. Елецкий кафедральный собор строился 44 года на средства местных промышленников, а на колокольню им уже не хватило. В соборе интересны росписи известных мастеров XIX века Алексея Корзухина и Клавдия Лебедева, а рядом с собором примечательна часовня над братской могилой жертв нашествия Тамерлана.
Что еще привлекательно в Ельце? Краснокирпичные корпуса бывших фабрик, мощная водонапорная башня, украшенная часами и чем-то напоминающая итальянские кампанилы. Множество старинных зданий — от богатых купеческих особняков до деревенских по сути домиков с резными наличниками.
Город осенен несколькими громкими именами деятелей культуры, среди которых один Нобелевский лауреат — Иван Бунин, и несколько лауреатов других премий, когда-то очень престижных в СССР, — как композитор Тихон Хренников и художник Николай Жуков.
По местному обычаю обязательно нужно посидеть на коленях у бронзового Бунина в облагороженном сквере с фонтаном. Автор «Темных аллей» учился в Ельце в мужской гимназии, где преподавателем был Василий Розанов, а среди учеников числился другой будущий писатель — Михаил Пришвин. В двух шагах от мужской находится женская гимназия, где сохранились впечатляющая чугунная лестница и чугунный же козырек над входом, — тут Бунин познакомился с Варварой Пащенко, своей первой любовью.
И все же главным гением места стоит признать купца первой гильдии Александра Заусайлова (1860–1915). В Ельце он выстроил несколько особняков (сейчас там всевозможные музеи), краснокирпичную табачную фабрику, занимающую целый квартал и ждущую реставрации (это памятник промышленной архитектуры федерального значения). На средства Заусайлова была возведена та самая водонапорная кампанила, и, наконец, его стараниями в Ельце в 1911 году появилась Великокняжеская (Александро-Михайловская) церковь, великолепный образец русского модерна. Архитекторы Эдуард Вильфарт и Александр Каминский сложили экстравагантное здание из византийских и неорусских мотивов, активно используя майолику, любимый материал модерна. Майоликовыми мозаиками украшены не только фасады, но и интерьер храма, и даже иконостас в церкви керамический, что большая редкость. Местные жители почему-то больше всего гордятся хрустальным крестом, увенчивающим храм. Заусайлов был в хороших отношениях с великим князем Михаилом Александровичем, который неоднократно гостил в Ельце и, по преданию, отговорил купца выкладывать пол церкви кирпичами из золота. У Заусайлова был и свой ботанический сад (сейчас городской парк с колесом обозрения), где от затей инициативного купца сохранился водоем с очертаниями Черного моря.
Среди достопримечательностей Ельца — эффектный Каракумский мост, ныне пешеходный. Он был открыт в 1933 году, когда через город проходил автопробег Москва — Каракумы — Москва. Самый громкий бренд Ельца — кружева, и, судя по всему, традиционный промысел процветает: цены на отдельные изделия ручной работы в фирменном магазине достигают полумиллиона рублей.
Любителям искусства не стоит пропускать мемориальный музей художника Николая Жукова (1908–1973). В скромном деревянном доме в Ельце он провел детские годы. Одаренный рисовальщик, в 1930‑е он делал на экспорт плакаты в стиле ар-деко, воспевающие культурные достижения СССР. Во время войны попал на фронт, был автором листовок, потом был аккредитован на Нюрнбергский процесс, рисовал его участников, возглавил Студию военных художников им. М.Б.Грекова, иллюстрировал книжки детской ленинианы (да, мы знаем юного вождя по его рисункам!), и на склоне лет стал настоящим виртуозом в жанре детского портрета. Среди его моделей был юный Никита Михалков. Именно ситуации позирования детей посвящен памятник Жукову 2008 года. По замыслу скульптора Александра Таратынова, художник запечатлен в момент, когда он рисует свою дочь и некоего мальчугана — это Михалков в детстве. В руках у бронзовой фигурки когда-то был школьный дневник, позволявший опознать героя. К сожалению, дневник украли, и теперь это просто мальчик. Скульптура установлена на улице Мира, симпатичном пешеходном променаде. Забавно, что канализационные люки на этой улице оформлены в виде старинных монет: например, 5 рублей 1874 года выпуска.
В Ельце можно обойтись без живого экскурсовода (хотя они совсем не плохи). Для заезжего фланера тут множество уличных подсказок. Буквально на каждом мало-мальски интересном здании есть табличка с подробным рассказом о его истории. В разных местах расставлены стереоскопы, через которые можно посмотреть на то, как город выглядел 100–150 лет назад. Например, нынешний модный бар «Ленин» был гостиницей, если верить старой стереофотографии. Встречаются «селфи-стопы» — воротца, обрамленные резными наличниками. И еще один обаятельный аттракцион: в окна старинных зданий вмонтированы миниатюрные композиции — «оконные сюжеты» (гимназистка сдает экзамен, пекарь вынимает хлеб из печи, мастерица плетет кружева).
И вывески, и цветные фасады, и написанные на указателях дореволюционные названия улиц, и обихоженные скверы, и эффектная вечерняя иллюминация (отметим подсветку бывшего синематографа) — все говорит о том, что жители заботятся о впечатлении, которое должен произвести их город на гостей. Елец уверенно идет по пути популярнейших Суздаля и Коломны, но пока что тут соблюдена мера между туристическими «заманухами» и духом подлинности, важной «настоящести».
Раньше это были ясли для детей работниц табачной фабрики Заусайлова — прекрасное здание в стиле модерн по проекту архитектора Эдуарда Вильфарта. Панно «Пеликан над гнездом» — символ материнства и детства. Часть мозаик была сбита, так как там упоминалась императрица Мария Федоровна, основательница ведомства по управлению благотворительностью. Музей знакомит с народными промыслами, где особое место занимает елецкая рояльная гармоника, и здесь можно послушать, как она звучит. Тут же проходят мастер-классы по плетению елецких кружев.
Первый музей писателя в России, открытый в 1988 году стараниями энтузиастов. Известно, что Бунин жил в Ельце по четырем адресам. У мещанки Анны Осиповны Ростовцевой на улице Рождественской он прожил дольше всего, около трех лет. В результате кропотливых поисков был установлен точный адрес. Приходя в музей, посетитель попадает в атмосферу мещанского быта XIX века. Экспозиция достойная: фотографии писателя разных лет, его личные вещи, в том числе любимое охотничье ружье, копия диплома Нобелевской премии.
Открыт в 2019-м в доме купца Заусайлова как самостоятельный раздел краеведческого музея. Названия залов — «Елецкая купеческая элита», «Торговая лавка» и тому подобные — говорят сами за себя. Первый этаж отдан купечеству, остальные сословия расположились на втором. Рассказывая о дворянских усадьбах, экспозиция демонстрирует антикварное оружие, книги, восточные редкости. Мещанское сословие передано через ремесленные салоны: часовых дел мастера, модистки, фотографа. Иконы, предметы культа, епархиальные документы рассказывают о елецком духовенстве.
«Для меня самое святое место на земле — мой родной и любимый город Елец. В нем произошло мое первое знакомство с музыкой, здесь пережил я радость и волнение первых концертных выступлений», — вспоминал Тихон Хренников. Знаменитый композитор любил родной город, всегда подчеркивал связь с ним, поддерживал его как мог. Любопытно, что музей был открыт еще при его жизни, в 2000 году. В экспозиции множество подлинных артефактов: рукописи, клавиры, партитуры, фотографии, картины, грамзаписи, предметы быта. И многочисленные подарки от благодарных слушателей.