Manifesta 15, проходящая в 12 расположенных по соседству с Барселоной городах, представляет произведения 92 художников, более трети из которых местные. Биеннале намеренно вышла за географические, социальные и экономические границы столицы Каталонии, используя модель децентрализации, чтобы объединить 5 млн жителей региона.
Опираясь на историю этой местности, все еще усеянной остатками давно заброшенных производств, биеннале надеется запустить процесс устойчивых культурных изменений, отражающих разнообразие местных сообществ.
«Мы действительно хотим сыграть определенную роль в преодолении социальной деградации в некоторых из этих городов, — объясняет Хедвиг Фейен, директор-основатель Manifesta, отсчитывающей свою историю с начала 1990-х. — Каким может стать город через 50 лет? Каким образом мы можем воссоздать его как пространство, пригодное для жизни, к которому имеет доступ каждый?»
Это глобальные, важные вопросы, и Manifesta определенно поставила перед собой смелую цель. Способность биеннале влиять на долгосрочные изменения, вероятно, можно будет оценить через месяцы или даже годы после ее завершения. Но в каждой из трех ее главных тем, объединяющих выставки в так называемых кластерах, вовлечение местных сообществ играет ключевую роль.
Загрязнение окружающей среды, промышленность и стиль mid-century
«Уравновешивание конфликтов», один из трех кластеров, расположен на модернистской вилле Casa Gomis, впервые открытой для публики в рамках биеннале. Виллу спроектировал Антони Бонет-и-Кастельяна для Рикардо Гомиса Серданьонса и его жены Инес Бертран Мата в середине ХХ века; когда-то она была одним из центров культурного авангарда в Барселоне. В здании сохранилась оригинальная обстановка, но сейчас оно часто пустует и начинает ветшать.
Дом, неудобно расположенный вблизи взлетной полосы аэропорта Эль-Прат, долгое время находился под угрозой сноса из-за планов по расширению барселонского воздушного порта.
Недавно Casa Gomis покрасили, чтобы скрыть грязь, оседающую на стенах из-за постоянного потока пролетающих над домом самолетов, и теперь вилла идеально соответствует теме кластера «Уравновешивание конфликтов», сосредоточенности на взаимосвязи между сохранением культурного наследия и новым развитием. На стенах виллы — изображения испанских пляжей, сделанные фотографом Карлосом Пересом Сикьером в 1970-х годах по заказу Министерства туризма, которые напоминают о зарождении массового туризма, ставшего бичом Барселоны сегодня.
В Can Trinxet, бывшей текстильной фабрике и крупнейшем промышленном комплексе в городке Оспиталет-де-Льобрегат, итало-сенегальская художница Бинта Диав развесила от стены до стены огромные пучки синтетических волос, заплетенных в косички. Созданная женщинами из местной африканской диаспоры, работа предлагает прочтение практики плетения кос как процесса сопротивления, так и — порой — пути к свободе для африканских женщин.
Мыло, скульптура и исцеление с помощью искусства
Еще один кластер Manifesta, «Исцеление и забота», также предлагает разнообразный спектр работ и площадок. Например, тревожные танцы в бывшем бомбоубежище и мультяшный антикапиталистический гобелен в бенедиктинском аббатстве. В церкви Святого Михаила VI века художница из ЮАР Бухлебезве Сивани отходит от актуальных тем охраны окружающей среды и откровенной политики, вместо этого исследуя тему исцеления и заботы через призму семьи. Здесь демонстрируются скульптуры из мыла, изображающие пять поколений ее родственниц. Используя силу искусства для проработки травматичного детского опыта, связанного с мытьем посуды в бабушкином доме, теперь художница сравнивает теплую, интимную атмосферу, которую оно создает среди колонн церкви, с гигантскими объятиями.
Неравная борьба с массовым туризмом
Биеннале, которая охватывает почти 4,3 тыс. кв. км и на которую было потрачено €8,9 млн, как принимающая сторона, может опасаться, что вызовет приток еще большего количества туристов. Однако Хедвиг Фейен твердо заявляет, что это не так, и заверяет, что Manifesta не намерена вносить свой вклад в рост туризма в Барселоне. «Мы ожидаем 200 тыс. посетителей: 180 тыс. из региона Барселоны и 20 тыс. из-за рубежа, в основном профессионалов. Мы вообще не продвигаем Manifesta с помощью рекламных кампаний за пределами Барселоны, — объясняет она. — Не думаем, что есть смысл, например, прилетать из Японии, чтобы увидеть Manifesta».
Этот ее тезис подтверждает исследование Manifesta, в ходе которого местные сообщества делились своими мыслями о том, что хотели бы получить от ее проведения, и команда готовила проект с учетом высказанных пожеланий. Как только биеннале подойдет к концу, 1,4 тыс. жителей примут участие в научном исследовании, призванном установить ее влияние. Интервью также будут использованы для создания того, что Фейен называет «манифестом будущего».
Похоже, ее не смущает критика биеннале теми, кого не устраивает распыление выставки по отдаленным от Барселоны и малоизвестным местам.
Между тем, благодаря подобной масштабности, у Manifesta 15 есть реальная возможность ответить на критические замечания и оставить после себя значимые результаты.
Коконы и полотнища на старой электростанции
Главной точкой кластера «Воображаемое будущее» стала работавшая до 2011 года электростанция в Барселоне — одновременно источник и дохода, и страданий местного населения от загрязнения окружающей среды. Это противоречие на протяжении многих лет превращало 200-метровое сооружение с тремя трубами в арену экологической и политической борьбы и, как следствие, центр объединения и сплоченности общества.
На трех этажах индустриального здания, органично вписываясь в его сохранившуюся практически целиком обстановку, расположилось 21 произведение искусства. На самом верхнем этаже вынули стекла из рам, так что ветер со Средиземного моря раздувает полотнища инсталляции Асада Разы «Хватание». Развевающиеся ткани, как переплетающиеся ритмы, экосистемы и сообщества, создают в этом пространстве ощущение глубочайшего спокойствия.
Ниже представлена работа Карлоса Бунги «Вторжение непредсказуемого», которая вызывает противоречивые эмоции. Коконы разных форм и размеров висят над ямой, выкрашенной в намеренно тошнотворный кислотно-желтый цвет. «Коконы могут немного пугать, потому что ты не знаешь точно, что родится, — говорит художник. — Так же, как и это здание: никто не знает, что здесь произойдет».
Вопрос о будущем «Трех труб» затрагивается в экспозиции под названием «Память о дыме», которая посвящена социально-экономической и экологической истории бывшей электростанции. Впервые собирая эти архивы, местные организаторы надеются сохранить и подтвердить историческую значимость этого сооружения, сдерживая застройщиков, и мечтают превратить его в постоянно действующий культурный центр. Если со временем станет ясно, что присутствие и инвестиции Manifesta помогли воплотить их мечты в жизнь, то, несомненно, способность необычной биеннале создавать устойчивые изменения наконец получит яркое доказательство.
Барселона и окрестности
Manifesta 15
До 24 ноября