Залы постоянной экспозиции в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжают возвращать к виду, привычному поколениям москвичей и гостей столицы. Классический вариант развески был разобран в 2021 году, когда тогдашний директор музея Марина Лошак пригласила сценографа и куратора Патрика Уркада переделать оформление залов в более современном духе. Оно, однако, не раз критиковалось. Недовольные отмечали, что, в частности, количество выставленных экспонатов сократилось, нарушилась логика повествования, а посещать экспозицию в больших группах стало неудобно.
Первая волна восстановления статус-кво (впрочем, обогащенного новыми экспонатами и атрибуциями) пришлась на весну этого года, когда были переделаны залы на втором этаже, где выставлялось итальянское и французское искусство XVII–XIX веков. Тогда же, из-за перемещения части экспонатов наверх, была разобрана постоянная экспозиция на первом этаже, залы Рембрандта, Рубенса и прочие стояли закрытыми.
Но наконец ситуация изменилась. Пресс-служба объявила, что этой осенью поэтапно открываются залы «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа». Число экспонатов по сравнению с прежним увеличено почти в два раза, живопись дополнили памятники скульптуры и прикладного искусства (в выставочной застройке 2021–2023 годов эти предметы выставлять было негде).
Во-первых, открылся зал № 7, где представлено искусство Италии Средних веков и Ренессанса. Куратором экспозиции выступила хранитель этих работ, доктор искусствоведения Виктория Маркова. «После серьезной и длительной реставрации в зал вернулась картина школы Пьетро Перуджино „Мадонна с Младенцем“. В экспозицию включена новая работа из запасника — исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди „Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами“», — отмечают в музее.
Благодаря новой застройке зала число экспонатов увеличили более чем на треть. В пространстве появилось большое количество скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики.
Во-вторых, снова открылись залы голландской живописи. Хотя в основе здесь сохранили классическую концепцию, в этом году главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Вадим Садков, дополнив экспозицию, объединил в группы произведения прерембрандтистов, мастеров натюрморта, бытового жанра и других, руководствуясь как эстетическими, так и концептуальными соображениями.
Как рассказал Садков нашему изданию, новая постоянная экспозиция значительно дополнена. Количество экспонатов в ней увеличилось в два раза по сравнению с вариантом Уркада и в полтора раза — по сравнению с вариантом Антоновой. При этом по чертежам архитектора Сергея Чобана была восстановлена застройка с пилонами, существовавшая до 2021 года, которая позволяет крайне удобно размещать экспонаты. Обилие добавленных застекленных витрин дало возможность впервые выставить большое количество картин мелкого формата.
В числе новых экспонатов, введенных в постоянную экспозицию, картина фламандского художника XVI века Отто ван Вена «Поклонение волхвов», приобретенная музеем в начале этого года. «Ван Вен — учитель Рубенса, и мы выставляем их работы рядом друг с другом», — говорит Вадим Садков, указывая, что это усиливает эффект от произведений обоих художников.
При этом зал № 31 (в глубине Греческого дворика), где в последние годы выставлялось искусство Северного Возрождения, снова оказался освобожден от постоянной экспозиции и вернул себе функцию камерного выставочного зала. Произведения мастеров Северного Возрождения, включая редкий мужской портрет эпохи Тюдоров, возвратились на привычное место, в более просторный зал № 8. А вот любители испанской живописи насладиться ею пока не смогут. С первого этажа ее уберут на второй и откроют лишь в ближайшие месяцы.