18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду

Паоло Веронезе. «Воскресение Христа». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Паоло Веронезе. «Воскресение Христа».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже

Залы постоянной экспозиции в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжают возвращать к виду, привычному поколениям москвичей и гостей столицы. Классический вариант развески был разобран в 2021 году, когда тогдашний директор музея Марина Лошак пригласила сценографа и куратора Патрика Уркада переделать оформление залов в более современном духе. Оно, однако, не раз критиковалось. Недовольные отмечали, что, в частности, количество выставленных экспонатов сократилось, нарушилась логика повествования, а посещать экспозицию в больших группах стало неудобно.

Экспозиция зала № 7, где представлено искусство Италии VII–XIX веков. Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Экспозиция зала № 7, где представлено искусство Италии VII–XIX веков.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Первая волна восстановления статус-кво (впрочем, обогащенного новыми экспонатами и атрибуциями) пришлась на весну этого года, когда были переделаны залы на втором этаже, где выставлялось итальянское и французское искусство XVII–XIX веков. Тогда же, из-за перемещения части экспонатов наверх, была разобрана постоянная экспозиция на первом этаже, залы Рембрандта, Рубенса и прочие стояли закрытыми.

Но наконец ситуация изменилась. Пресс-служба объявила, что этой осенью поэтапно открываются залы «Искусство Италии VIII–XVI веков», «Искусство Голландии XVII века» и «Рембрандт и его школа». Число экспонатов по сравнению с прежним увеличено почти в два раза, живопись дополнили памятники скульптуры и прикладного искусства (в выставочной застройке 2021–2023 годов эти предметы выставлять было негде).

Лодевейк ван дер Хелст. «Венера с жемчугом». Зал № 11.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Лодевейк ван дер Хелст. «Венера с жемчугом». Зал № 11.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во-первых, открылся зал № 7, где представлено искусство Италии Средних веков и Ренессанса. Куратором экспозиции выступила хранитель этих работ, доктор искусствоведения Виктория Маркова. «После серьезной и длительной реставрации в зал вернулась картина школы Пьетро Перуджино „Мадонна с Младенцем“. В экспозицию включена новая работа из запасника — исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди „Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами“», — отмечают в музее.

Благодаря новой застройке зала число экспонатов увеличили более чем на треть. В пространстве появилось большое количество скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики.

Картина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». Зал № 7.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Картина школы Пьетро Перуджино «Мадонна с Младенцем». Зал № 7.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во-вторых, снова открылись залы голландской живописи. Хотя в основе здесь сохранили классическую концепцию, в этом году главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Вадим Садков, дополнив экспозицию, объединил в группы произведения прерембрандтистов, мастеров натюрморта, бытового жанра и других, руководствуясь как эстетическими, так и концептуальными соображениями.

Как рассказал Садков нашему изданию, новая постоянная экспозиция значительно дополнена. Количество экспонатов в ней увеличилось в два раза по сравнению с вариантом Уркада и в полтора раза — по сравнению с вариантом Антоновой. При этом по чертежам архитектора Сергея Чобана была восстановлена застройка с пилонами, существовавшая до 2021 года, которая позволяет крайне удобно размещать экспонаты. Обилие добавленных застекленных витрин дало возможность впервые выставить большое количество картин мелкого формата.

Экспозиция зала № 11.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Экспозиция зала № 11.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А.С.Пушкина

В числе новых экспонатов, введенных в постоянную экспозицию, картина фламандского художника XVI века Отто ван Вена «Поклонение волхвов», приобретенная музеем в начале этого года. «Ван Вен — учитель Рубенса, и мы выставляем их работы рядом друг с другом», — говорит Вадим Садков, указывая, что это усиливает эффект от произведений обоих художников.

При этом зал № 31 (в глубине Греческого дворика), где в последние годы выставлялось искусство Северного Возрождения, снова оказался освобожден от постоянной экспозиции и вернул себе функцию камерного выставочного зала. Произведения мастеров Северного Возрождения, включая редкий мужской портрет эпохи Тюдоров, возвратились на привычное место, в более просторный зал № 8. А вот любители испанской живописи насладиться ею пока не смогут. С первого этажа ее уберут на второй и откроют лишь в ближайшие месяцы.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+