18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей обратился к теме Бродского в эмиграции

Иосиф Бродский с котом Миссисипи. 1987.  Фото: Бенгт Янгфельдт/Еврейский музей и центр толерантности
Иосиф Бродский с котом Миссисипи. 1987.
Фото: Бенгт Янгфельдт/Еврейский музей и центр толерантности

Великий поэт-изгнанник признавался, что «чем больше путешествуешь, тем сложнее становится чувство ностальгии». Исследовать это чувство, двигаясь по маршрутам Бродского, тоже сложно, но весьма поучительно

Поэт Бродский разобран на цитаты: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…», «…лучше жить в глухой провинции у моря», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок». Выставочному проекту как собранию сущностей по большей части материальных лучше отвечает проза Бродского.

«Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно… Оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета… Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам» (из эссе «Полторы комнаты»).

Выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Этому пространству посвящена первая глава выставки, в центре которой фотографии Михаила Мильчика, историка русской архитектуры и друга Бродского, которые были сделаны в «полутора комнатах» сразу после отъезда поэта из Ленинграда.

Вторую главу кураторы Юлия Сенина и Мария Гадас назвали «Аэропорт». Здесь фотография Бродского, сидящего на большом чемодане перед входом в здание аэропорта Пулково, ныне не существующее, сделанная Мильчиком. Выездная виза в Израиль, авиа­билет до Вены и машинописная копия открытого письма Леониду Брежневу, написанного за несколько дней до отъезда. «…Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»

Михаил Мильчик. Иосиф Бродский на аэродроме «Шоссейная». Ленинград. 4 июня 1972 года.  Фото: коллекция Михаила Мильчика/Еврейский музей и центр толерантности
Михаил Мильчик. Иосиф Бродский на аэродроме «Шоссейная». Ленинград. 4 июня 1972 года.
Фото: коллекция Михаила Мильчика/Еврейский музей и центр толерантности

Третья глава называется «Британия», она о том, как Бродский стал англоязычным поэтом. Переводы Джона Донна, Роберта Фроста, Уистена Хью Одена он начал делать еще в СССР. Рядом с редкими изданиями их книг помещены фотографии, снятые им во время поездок в Великобританию.

В эссе «Место не хуже любого» Бродский заметил, что «чем больше путешествуешь, тем сложнее становится чувство ностальгии… Лучший способ оградить ваше подсознание от перегрузки — делать снимки: ваша камера, так сказать, — ваш громоотвод». Глава «Америка» объединила фотографии, сделанные в городах Нью-Йорк, Саут-Хедли, Анн-Арбор, где Бродский работал, а также издания сборников «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Урания». Здесь же книга «Стихотворения и поэмы», изданная в 1965 году в США без ведома Бродского, и «Остановка в пустыне» (1970), которую он готовил сам. Нью-йоркские фотографии поэта сделаны Вероникой Шильц, переводчиком Бродского на французский. На почетном месте — пишущая машинка Hermes Rocket, на которой работал поэт.

Глава «Швеция», естественно, посвящена нобелевскому триумфу Бродского. На протокольном снимке он получает премию, на дружеских, сделанных шведским славистом Бенгтом Янгфельдтом, — позирует с Михаилом Барышниковым и с неизвестным котом.

Выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Иосиф Бродский. Место не хуже любого» в Еврейском музее.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Отдельная глава посвящена Марии Соццани — музе и жене поэта. Представлены их фотографии и приглашение на свадьбу 6 ноября 1991 года.

Светла последняя глава «Венеция». В этом городе Бродский был счастлив и завещал себя похоронить. Снимки Шильц рифмуются с пейзажами школы Франческо Гварди.

Из классиков проект дополнен офортами Рембрандта, гравюрами Пиранези, картинами Клода Лоррена, литографиями Анри Тулуз-Лотрека, открытками с репродукциями картин Франсиско Гойи и Жоржа Руо.

На выставку свои предметы предоставили музей «Полторы комнаты», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Российская национальная библиотека, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Эрмитаж, музей «Царскосельская коллекция» и частные коллекционеры. 

Еврейский музей и центр толерантности
«Иосиф Бродский. Место не хуже любого»
До 12 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+