18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах

Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. 1973. Фото: Н. Рахманов/РИА Новости
Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. 1973.
Фото: Н. Рахманов/РИА Новости

Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно

Разговоры о том, что эффектное, круглое в плане и полностью застекленное здание, возведенное в 1971 году на проспекте Вернадского в Москве, устарело морально и технически, велись уже давно. Хотя полвека с лишним назад проект группы архитекторов, возглавляемой Яковом Белопольским и Ефимом Вулыхом, воспринимался как чрезвычайно передовой. Достаточно упомянуть, что строение было оборудовано системой сменных манежей — это позволяло в ходе представления чередовать, например, ледяную и водную поверхности. Использовались тут и другие новации, однако со временем что-то ломалось или ветшало, а что-то теряло актуальность.

Фойе Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского. 1972. Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости
Фойе Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского. 1972.
Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости

В 2013 году здание капитально ремонтировалось, тем не менее после передачи его в 2017-м из федерального подчинения в городское (тогда было учреждено ГУП «Большой Московский цирк») вновь встал вопрос о том, что необходима реконструкция. И даже возникли «инициативы снизу», предполагающие снос и новое строительство. На этом фоне появился приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектуры) от 13 сентября сего года, предписывающий проведение конкурса «на разработку уникальной архитектурной концепции объекта капитального строительства „Большой Московский цирк“ в целях формирования городской среды и архитектурно-художественного облика города Москвы».

Речь в документе идет о том, что от участников конкурса в срок до 18 октября ждут веских предложений по разработке объемно-планировочных и фасадных решений объекта, а также по благоустройству прилегающей территории. Нет никаких сомнений, что подразумевается новое строительство, поскольку нынешняя площадь цирка на проспекте Вернадского составляет 3 тыс. кв. м, а в техническом задании фигурируют 80 тыс. кв. м (из них 60 тыс. кв. м должна составить наземная часть и 20 тыс. — подземная). После выявления победителя конкурса у него останется два месяца на то, чтобы до 20 декабря предъявить готовый проект (с этой целью ему будет выделен бюджетный грант в размере 5 млн руб.).

Купание в фонтане у цирка на Проспекте Вернадского. 1997. Фото: Борис Кавашкин/ТАСС
Купание в фонтане у цирка на Проспекте Вернадского. 1997.
Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

«Основная идея конкурса — превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов, — сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это будет культурный центр с различными образовательными и развлекательными программами. Место видовое, здесь пересекаются два важных проспекта — Вернадского и Ломоносовский, и работы должны быть очень высокого уровня, ждем от участников конкурса яркие проекты». Необходимость проведения реконструкции Сергей Кузнецов объясняет прежде всего интересами самого цирка и его посетителей: «Сегодня условия содержания животных, помещения артистов и процесс подготовки самих шоу не отвечают современным стандартам в должной мере, да и о комфорте зрителей уже совершенно другие представления».

Фойе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. 1971. Фото: Константин Тарусов, Валерий Худяков/ТАСС
Фойе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. 1971.
Фото: Константин Тарусов, Валерий Худяков/ТАСС

Комментарии главного архитектора города дают понять, что цирк не только не будет изгнан с занимаемой площади на Воробьевых горах, а, напротив, устремится к своему процветанию. Да и в приказе Москомархитектуры, вернее в приложении к нему, довольно ясно обозначены приоритеты, в том числе пространственные. Зона обслуживания представлений, например, должна занять в новом комплексе 30 тыс. кв. м, зона содержания животных — 5 тыс. кв. м, репетиционная зона — 1750 кв. м, и так далее. Правда, уточнение этих цифр делегируется будущим проектировщикам, но на уровне техзадания вопросы вызывает разве что «многофункциональная зона с предприятиями общественного питания и торговыми площадями» в части функционального зонирования, и это вдобавок к «общественной зоне» площадью 22,5 тыс. кв. м, где предусмотрены свои буфеты, а также детская комната с игровой зоной, комната матери и ребенка и музей истории цирка.

Не окажется ли это все впоследствии сплошными бутиками с фуд-кортом, форматом стандартного торгового комплекса? Как знать.

Фойе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. 2016. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Фойе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. 2016.
Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори

Главный же вопрос, который занимает сейчас и градозащитников, и более широкую общественность: что станется с изначальным зданием цирка? Об этом в приказе Москомархитектуры не сказано ни слова, так что возникает двусмысленность в духе «снести нельзя сохранить». Газета «Коммерсантъ» цитирует пресс-службу градостроительного комплекса Москвы, ответившую на заданный вопрос так: «Конкретные идеи по реконструкции цирка должны предложить сами участники конкурса. Здание в техническом и функциональном плане морально устарело и нуждается в модернизации. Задача конкурсантов — спроектировать многофункциональный культурный центр, где непосредственно цирк будет занимать основную площадь, но не будет единственной развлекательной составляющей».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+