18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах

Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. 1973. Фото: Н. Рахманов/РИА Новости
Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. 1973.
Фото: Н. Рахманов/РИА Новости

Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно

Разговоры о том, что эффектное, круглое в плане и полностью застекленное здание, возведенное в 1971 году на проспекте Вернадского в Москве, устарело морально и технически, велись уже давно. Хотя полвека с лишним назад проект группы архитекторов, возглавляемой Яковом Белопольским и Ефимом Вулыхом, воспринимался как чрезвычайно передовой. Достаточно упомянуть, что строение было оборудовано системой сменных манежей — это позволяло в ходе представления чередовать, например, ледяную и водную поверхности. Использовались тут и другие новации, однако со временем что-то ломалось или ветшало, а что-то теряло актуальность.

Фойе Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского. 1972. Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости
Фойе Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского. 1972.
Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости

В 2013 году здание капитально ремонтировалось, тем не менее после передачи его в 2017-м из федерального подчинения в городское (тогда было учреждено ГУП «Большой Московский цирк») вновь встал вопрос о том, что необходима реконструкция. И даже возникли «инициативы снизу», предполагающие снос и новое строительство. На этом фоне появился приказ Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектуры) от 13 сентября сего года, предписывающий проведение конкурса «на разработку уникальной архитектурной концепции объекта капитального строительства „Большой Московский цирк“ в целях формирования городской среды и архитектурно-художественного облика города Москвы».

Речь в документе идет о том, что от участников конкурса в срок до 18 октября ждут веских предложений по разработке объемно-планировочных и фасадных решений объекта, а также по благоустройству прилегающей территории. Нет никаких сомнений, что подразумевается новое строительство, поскольку нынешняя площадь цирка на проспекте Вернадского составляет 3 тыс. кв. м, а в техническом задании фигурируют 80 тыс. кв. м (из них 60 тыс. кв. м должна составить наземная часть и 20 тыс. — подземная). После выявления победителя конкурса у него останется два месяца на то, чтобы до 20 декабря предъявить готовый проект (с этой целью ему будет выделен бюджетный грант в размере 5 млн руб.).

Купание в фонтане у цирка на Проспекте Вернадского. 1997. Фото: Борис Кавашкин/ТАСС
Купание в фонтане у цирка на Проспекте Вернадского. 1997.
Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

«Основная идея конкурса — превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов, — сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это будет культурный центр с различными образовательными и развлекательными программами. Место видовое, здесь пересекаются два важных проспекта — Вернадского и Ломоносовский, и работы должны быть очень высокого уровня, ждем от участников конкурса яркие проекты». Необходимость проведения реконструкции Сергей Кузнецов объясняет прежде всего интересами самого цирка и его посетителей: «Сегодня условия содержания животных, помещения артистов и процесс подготовки самих шоу не отвечают современным стандартам в должной мере, да и о комфорте зрителей уже совершенно другие представления».

Фойе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. 1971. Фото: Константин Тарусов, Валерий Худяков/ТАСС
Фойе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. 1971.
Фото: Константин Тарусов, Валерий Худяков/ТАСС

Комментарии главного архитектора города дают понять, что цирк не только не будет изгнан с занимаемой площади на Воробьевых горах, а, напротив, устремится к своему процветанию. Да и в приказе Москомархитектуры, вернее в приложении к нему, довольно ясно обозначены приоритеты, в том числе пространственные. Зона обслуживания представлений, например, должна занять в новом комплексе 30 тыс. кв. м, зона содержания животных — 5 тыс. кв. м, репетиционная зона — 1750 кв. м, и так далее. Правда, уточнение этих цифр делегируется будущим проектировщикам, но на уровне техзадания вопросы вызывает разве что «многофункциональная зона с предприятиями общественного питания и торговыми площадями» в части функционального зонирования, и это вдобавок к «общественной зоне» площадью 22,5 тыс. кв. м, где предусмотрены свои буфеты, а также детская комната с игровой зоной, комната матери и ребенка и музей истории цирка.

Не окажется ли это все впоследствии сплошными бутиками с фуд-кортом, форматом стандартного торгового комплекса? Как знать.

Фойе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. 2016. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Фойе Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. 2016.
Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори

Главный же вопрос, который занимает сейчас и градозащитников, и более широкую общественность: что станется с изначальным зданием цирка? Об этом в приказе Москомархитектуры не сказано ни слова, так что возникает двусмысленность в духе «снести нельзя сохранить». Газета «Коммерсантъ» цитирует пресс-службу градостроительного комплекса Москвы, ответившую на заданный вопрос так: «Конкретные идеи по реконструкции цирка должны предложить сами участники конкурса. Здание в техническом и функциональном плане морально устарело и нуждается в модернизации. Задача конкурсантов — спроектировать многофункциональный культурный центр, где непосредственно цирк будет занимать основную площадь, но не будет единственной развлекательной составляющей».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+