18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз. Фото: Green Arabia Project
При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок обнаружили останки одомашненных овец и коз.
Фото: Green Arabia Project
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства

Археологи, работающие в отдаленной части пустыни в Саудовской Аравии, обнаружили наскальное искусство на входе в лавовый туннель — пещеру, сформированную потоком лавы. Эта находка сделана на территории вулканического поля Харрат-Хайбар в 125 км от Медины, неподалеку от Умм-Джирсана — еще одного лавового туннеля, в котором исследователи нашли свидетельства, указывающие на то, что люди снова и снова приходили сюда на протяжении по меньшей мере 7 тыс. лет.

«Это первые задокументированные доказательства того, что люди использовали лавовые туннели, — рассказывает Мэтью Стюарт из австралийского Университета Гриффита, один из авторов посвященной находке статьи, опубликованной в журнале Plos One. — В числе найденного — каменные артефакты из обсидиана, базальта и кремния, а также различные каменные конструкции и наскальные рисунки».

Органические останки редко сохраняются в суровом пустынном климате Аравии, что затрудняет поиск свидетельств деятельности древних людей в этом регионе. Поэтому исследователи решили изучить пещеры и лавовые туннели, чтобы посмотреть, что могло сохраниться в этих подземных пространствах, защищенных от внешнего воздействия.

Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.  Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE
Наскальные изображения, обнаруженные в лавовом туннеле около Умм-Джирсана, дают богатую пищу для исторических интерпретаций.
Фото: Stewart Et Al/PLOS ONE

При обследовании Умм-Джирсана, самого длинного лавового туннеля на Аравийском полуострове, в числе прочих находок они обнаружили останки одомашненных овец и коз. «Датировка материала свидетельствует о том, что люди использовали лавовые туннели на протяжении тысячелетий, начиная по меньшей мере с эпохи неолита, — говорит Стюарт. — Эти выводы согласуются с общими результатами работы в регионе, свидетельствующими о наличии здесь богатого и динамичного археологического ландшафта в эпоху голоцена».

Обследуя обрушившийся вход в лавовый туннель, расположенный в 1,3 км к востоку от Умм-Джирсана, археологи обнаружили 16 наскальных рисунков, выбитых на каменной поверхности с помощью некоего инструмента, по всей вероятности, около 5–7 тыс. лет назад. На них изображены овцы и козы — нечастые для наскальных рисунков Северной Аравии образы, а также крупное длиннорогое животное (возможно, горный козел) и схематичные человеческие фигурки с инструментами на поясах. В числе рисунков по меньшей мере шесть сцен выпаса скота (что редкость в этом регионе), на одной из которых фигурируют собаки, пасущие коз и овец. Некоторые фигуры нанесены поверх других, это свидетельствует о том, что они создавались в разные периоды.

«Среди наскальных рисунков в других близлежащих районах Аравийского полуострова изображения овец встречаются редко, — поясняет Стюарт. — Скорее всего, эти животные могли иметь особое значение для людей, населявших территорию Харрат-Хайбар. Наличие сцен с выпасом скота говорит о том, что в этой пещере бывали скотоводы, которые, вероятно, использовали ее как пристанище и источник воды».

Исследователи полагают, что люди не жили в лавовом туннеле постоянно, он предназначался для стоянки на пути между оазисами, который они проделывали со своим скотом. «Находка открывает новое перспективное направление исследований в Аравии, посвященное изучению подземных пространств, где такие органические материалы, как кости, сохраняются гораздо лучше, чем на поверхности», — подытоживает Мэтью Стюарт. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
6
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+