«Каприччио» с итальянского переводится как «каприз», этот жанр искусства, популярный в XVII–XVIII веках, подразумевает импровизацию, свободу от догм и правил. Старые мастера использовали «технику шока», когда игривое и затейливое сочетается с инфернальным ужасом.
По мнению куратора выставки Сергея Хачатурова, «очень важно, что картины Леонида Цхэ похожи одновременно и на классику, и на авангард. Мощнейшая светотеневая проработка композиции, богатая фактура, феноменальные тональные градации в пределах сдержанной палитры цветов, — вот уж поистине достойный собеседник и Гойи, и даже Веласкеса с Караваджо».
Несмотря на то что на холстах легко угадываются силуэты людей и иногда животных, а также подобие повторения классических библейских постановок, сам автор избегает фигуративности, уделяя больше внимания линиям, композиции и цвету. «Я всегда стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом», — пишет художник.
Номинант государственной премии «Инновация», один из основателей знаменитой питерской группы «Север-7», Леонид Цхэ непрерывно изучает живопись и рисунок более 20 лет. Получив академическое образование в Петербургской академии художеств и окончив множество курсов и мастерских, в настоящий момент он учится в магистратуре профессора Академии Франкфурта-на-Майне Манфреда Штумпфа, известного своими практически алхимическими экспериментами с художественными материалами.
В стенах академии Леонид продолжает практиковать придуманный еще в группе «Север-7» метод «активного рисования и перформативного позирования»: натурщики каждые пять минут меняют положение тела, а художник фиксирует фигуры сразу «в холст». Именно это движение, динамика отчетливо видны на нарочито небрежных работах.
В этой серии художник внедряет в живопись и собственные автопортреты — где-то можно уловить узнаваемые черты, а на одном из холстов угадываются очертания ребенка — это Леонид в детстве. Другая работа, «Apeapea» («Озорная шутка»), — оммаж одноименной картине Поля Гогена, на которой изображены две девушки и собака. На полотне «Без лица» (Ohne Gesicht) различается фигура кентавра, срывающего с себя маску.
По мнению коллег, по колористике работы Цхэ напоминают немецкую живопись 1920–30-х годов, поэтому особенно важно, что, несмотря на немного жесткий колорит, люди продолжают обниматься.
Vladey
«Каприччио»
До 25 октября