Тема новой развески графического кабинета Музея Орсе — собаки, и это не удивительно, так как куратором временной экспозиции Сhiens-d’œuvre (игра слов, которую можно перевести как «Собачьи шедевры») стала Сурия Садекова; в музее она занимается историей подаренных коллекций. Многие помнят ее книгу «Собачка Воскресная. Записки куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства», которая вышла на русском в 2020 году. И вот опять собачки дают повод для самых разных размышлений: о том, как менялась роль этих животных в жизни человека, о статусе графики в художественном процессе и трансформации техник.
В экспозиции 40 произведений из собрания Музея Орсе, ограниченных рамками 1850–1910 годов. «Многие из этих произведений происходят из частных коллекций, вошедших в состав Орсе, их никогда не показывали публике и вряд ли в ближайшее время покажут снова», — говорит Сурия Садекова. Экспозицию графического кабинета сменяют раз в три месяца, и она всегда тематическая. Любопытно, что в прошлом году временная экспозиция была посвящена кошкам. Тогдашний директор Музея Орсе Кристоф Лерибо — кошатник, при нем даже вышла книга о «кошках в Орсе».
Вторая половина XIX и начало ХХ века — время, когда менялось буквально все. Прежде собака на картине была или богатым аксессуаром, или аллегорией верности и добродетели в целом. Эта ее роль сохранилась, например, на акварельном портрете Сары Бернар кисти Жоржа Клерена (1876): борзая здесь — символ роскоши и моды. Другой пример — Гюстав Гийоме, французский художник-ориенталист. Он изображал два типа собак: чаще всего крупных охотничьих, и единственный раз Гийоме нарисовал мелкую борзую-левретку — слюги. Собак этой породы арабы допускали в дом, чтобы демонстрировать как знак богатства.
Буржуазные ценности, пришедшие на смену аристократическим, также подразумевали присутствие собак, они воспринимались как обязательная часть домашнего уюта. В этом качестве животные присутствуют на рисунках Джеймса Энсора. В экспозиции немало работ Пьера Боннара и Франсуа Бонвена, где собачка оказывается частью французского art de vivre, умения красиво жить.
К рубежу XIX–XX веков собака обретает новое качество самостоятельного персонажа, важного психологически («друг человека») или эстетически. Серия рисунков Эжена Грассе, одного из зачинателей модерна, показывает, как он работал над образом — от анатомической штудии до стилизованного абриса, готового украсить собой шпалеру или витраж. Жан-Луи-Эрнест Мейссонье, один из самых дорогих художников своего времени, написал сотни полотен, совершенных и академически холодных. Однако в акварельном портрете его собаки рука мастера вдруг обретает легкость и душевную точность.
Таким образом, выставка показывает еще и разнообразие жанров графики. Здесь есть быстрые наброски — такой сделал Жан-Батист Карпо на визитной карточке знаменитой парижской гостиницы «Нормандия». Есть натурные жанровые сцены и пейзажи с участием собак. Есть парадные собачьи портреты, есть психологические. А есть и остро социальные — как живописное (в виде исключения) полотно Филиппа Руссо, младшего брата барбизонца Теодора Руссо: на нем грозный пес отгоняет от миски с молоком кошку с котятами.
Музей Орсе
«Сhiens-d’œuvre»
До 27 октября