18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мир Барби не только в розовом цвете

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

В Лондоне показывают эволюцию дизайна самой знаменитой в мире куклы. Выставка рассказывает, как Барби устроена внутри и снаружи и о чем мечтает. Розовый цвет в экспозиции строго дозирован, сообщают организаторы

Спустя год после выхода в прокат фильма «Барби» лондонский Музей дизайна открыл собственный блокбастер. Подготовленная совместно с производителем куклы, фирмой Mattel Inc, выставка рассматривает историю Барби через призму дизайна. В экспозицию, охватывающую период с 1959 года до наших дней, вошло более 250 объектов, в том числе 180 кукол.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Не стоит ждать от выставки той же ярко-розовой эстетики, что и от одно­именной киноленты (куратор Даниель Том подчеркивает, что Музей дизайна начал переговоры с Mattel три года назад, задолго до премьеры фильма). «Представление о том, что Барби — это непременно розовый цвет, к сожалению, сопровождает бренд на протяжении всей его истории. Поэтому мы старались подходить осознанно к тому, где и в каких количествах мы его используем», — рассказывает Том. Кстати, в Mattel к розовому брендингу обратились только в конце ­1970-х, так что посетителей выставки ждут открытия.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Дизайн выставки разработало бюро Sam Jacob Studio. По словам куратора, оно предложило «очень яркий и ироничный проект», включающий среди прочего огромный постамент в форме Калифорнии для раздела, посвященного влиянию «золотого штата» на Барби и ее мир.

Экспозицию открывает приобретенный музеем редкий экземпляр самой первой, раскрашенной вручную Барби, выпущенной в 1959 году, а также первая модель Кена и первый «Дом мечты», представленный в 1962-м.

Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Выставка состоит из трех тематических разделов. Во-первых, это сама кукла и ее дизайн — с упором на то, как с течением времени менялись материалы и техники производства и как в различных моделях находили отражение разные общественные тенденции. В числе прочего здесь есть полученные при помощи КТ-сканирования изображения первой и современной Барби, демонстрирующие, насколько по-разному они устроены внутри. Второй раздел рассказывает об игровом процессе через наряды и профессии куклы. Наконец, последний раздел посвящен миру Барби с ее «Домом мечты», мебелью, автомобилями и аксессуарами. В этой части выставки раскрывается роль Барби как культурного ориентира и источника вдохновения для людей, работающих в сфере моды, дизайна и кино (в том числе через костюмы и декорации для фильма «Барби»). Том подчеркивает, что не обошли вниманием и Кена: «Пусть он и просто Кен, но и ему досталось место в экспозиции».

«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Многие экспонаты на выставку прибыли из Лос-Анджелеса, из архива Mattel, который Том посетила во время ее подготовки. В их числе — оригинальные эскизы кукол и нарядов, а также материалы, использовавшиеся для производства волос и корпусов кукол. Кроме того, в экспозицию включили прототип первой говорящей Барби, туловище которой сделано из прозрачного пластика, чтобы продавцы могли увидеть встроенный в нее механизм.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Том уверена, что выставка привлечет широкую аудиторию. «Я хочу иметь возможность поговорить о Барби с точки зрения дизайна, но так, чтобы не отпугнуть людей, не имеющих к миру дизайна никакого отношения», — объясняет куратор. Кроме того, Том надеется, что выставка поможет преодолеть существующие у некоторых негативные представления о Барби. «Я прекрасно понимаю, что у этой куклы и ее бренда множество культурных коннотаций, и надеюсь, что те, кто придет на нашу выставку, осознают, что не все из них плохи», — говорит куратор. Организаторы планируют отправить выставку в международное турне.

Музей дизайна
«Барби. Выставка»
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+