18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мир Барби не только в розовом цвете

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

В Лондоне показывают эволюцию дизайна самой знаменитой в мире куклы. Выставка рассказывает, как Барби устроена внутри и снаружи и о чем мечтает. Розовый цвет в экспозиции строго дозирован, сообщают организаторы

Спустя год после выхода в прокат фильма «Барби» лондонский Музей дизайна открыл собственный блокбастер. Подготовленная совместно с производителем куклы, фирмой Mattel Inc, выставка рассматривает историю Барби через призму дизайна. В экспозицию, охватывающую период с 1959 года до наших дней, вошло более 250 объектов, в том числе 180 кукол.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Не стоит ждать от выставки той же ярко-розовой эстетики, что и от одно­именной киноленты (куратор Даниель Том подчеркивает, что Музей дизайна начал переговоры с Mattel три года назад, задолго до премьеры фильма). «Представление о том, что Барби — это непременно розовый цвет, к сожалению, сопровождает бренд на протяжении всей его истории. Поэтому мы старались подходить осознанно к тому, где и в каких количествах мы его используем», — рассказывает Том. Кстати, в Mattel к розовому брендингу обратились только в конце ­1970-х, так что посетителей выставки ждут открытия.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Дизайн выставки разработало бюро Sam Jacob Studio. По словам куратора, оно предложило «очень яркий и ироничный проект», включающий среди прочего огромный постамент в форме Калифорнии для раздела, посвященного влиянию «золотого штата» на Барби и ее мир.

Экспозицию открывает приобретенный музеем редкий экземпляр самой первой, раскрашенной вручную Барби, выпущенной в 1959 году, а также первая модель Кена и первый «Дом мечты», представленный в 1962-м.

Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Выставка состоит из трех тематических разделов. Во-первых, это сама кукла и ее дизайн — с упором на то, как с течением времени менялись материалы и техники производства и как в различных моделях находили отражение разные общественные тенденции. В числе прочего здесь есть полученные при помощи КТ-сканирования изображения первой и современной Барби, демонстрирующие, насколько по-разному они устроены внутри. Второй раздел рассказывает об игровом процессе через наряды и профессии куклы. Наконец, последний раздел посвящен миру Барби с ее «Домом мечты», мебелью, автомобилями и аксессуарами. В этой части выставки раскрывается роль Барби как культурного ориентира и источника вдохновения для людей, работающих в сфере моды, дизайна и кино (в том числе через костюмы и декорации для фильма «Барби»). Том подчеркивает, что не обошли вниманием и Кена: «Пусть он и просто Кен, но и ему досталось место в экспозиции».

«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Многие экспонаты на выставку прибыли из Лос-Анджелеса, из архива Mattel, который Том посетила во время ее подготовки. В их числе — оригинальные эскизы кукол и нарядов, а также материалы, использовавшиеся для производства волос и корпусов кукол. Кроме того, в экспозицию включили прототип первой говорящей Барби, туловище которой сделано из прозрачного пластика, чтобы продавцы могли увидеть встроенный в нее механизм.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Том уверена, что выставка привлечет широкую аудиторию. «Я хочу иметь возможность поговорить о Барби с точки зрения дизайна, но так, чтобы не отпугнуть людей, не имеющих к миру дизайна никакого отношения», — объясняет куратор. Кроме того, Том надеется, что выставка поможет преодолеть существующие у некоторых негативные представления о Барби. «Я прекрасно понимаю, что у этой куклы и ее бренда множество культурных коннотаций, и надеюсь, что те, кто придет на нашу выставку, осознают, что не все из них плохи», — говорит куратор. Организаторы планируют отправить выставку в международное турне.

Музей дизайна
«Барби. Выставка»
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+