18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Летатлин» проложил маршрут с Крымского Вала в Монино

Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Шедевр авангарда работы Татлина, с 2017 года находившийся на временном экспонировании в Новой Третьяковке, вернулся в Центральный музей Военно-воздушных сил

Знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах, окончательно покинул постоянную экспозицию Новой Третьяковки, где он находился на временном хранении с 2017 года.

Как сообщил нашему изданию Игорь Боев, главный музейный хранитель Центрального музея Военно-воздушных сил РФ (ЦМ ВВС) в Монине, «Летатлин» был привезен из Третьяковской галереи в Монино 24 сентября.

Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Летатлин» собрали и снова разместили в зале №1, посвященном ранней русской авиации конца XIX века — 1930-х годов, среди других памятников этого периода, в числе которых планер Н.Е.Жуковского, И-16 («Ишак») Н.Н.Поликарпова, полноразмерные макеты летательных аппаратов, корзина от воздушного шара, двигатели начала ХХ века, другие приборы.

В настоящее время ЦМ ВВС и Третьяковская галерея готовят проект «Соглашения о сотрудничестве», в рамках которого в присутствии двухсторонней комиссии сотрудники и реставраторы раз в год будут осматривать и обслуживать экспонат. «Обычно речь идет только об обеспыливании», — говорит Боев.

Пока увидеть «Летатлин» нельзя: для посещения зал №1 пока закрыт — в нем идет реэкспозиция, открытие планируется в октябре.

Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.  Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил
Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.
Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил

Аппарат, являющийся не только важным артефактом истории авиации, но и произведением авангардного искусства, находится в собрании ЦМ ВВС со второй половины ХХ века. В 2016 году было объявлено, что экспонаты музея переедут в недавно основанный парк «Патриот» (в итоге это не было осуществлено). Это привлекло внимание искусствоведов к судьбе «Летатлина», прозвучали призывы передать его в собрание Третьяковской галереи.

Это и произошло в 2016 году, однако «Летатлин» при этом остался на балансе ЦМ ВВС. Сотрудники Третьяковки провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав «Летатлин» заново. Работа, которую выполняли специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже, — в 2019 году была отмечена нашим изданием и включена в шортлист премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация года».

Об окончательном решении вернуть «Летатлин» из залов авангарда в залы истории авиации стало известно летом 2024 года: к этому времени в Третьяковской галерее уже не работали главные идеологи перемещения его в экспозицию — директор Зельфира Трегулова, покинувшая этот пост, и куратор Ирина Пронина, скончавшаяся в прошлом году.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+