18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Летатлин» проложил маршрут с Крымского Вала в Монино

Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Шедевр авангарда работы Татлина, с 2017 года находившийся на временном экспонировании в Новой Третьяковке, вернулся в Центральный музей Военно-воздушных сил

Знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах, окончательно покинул постоянную экспозицию Новой Третьяковки, где он находился на временном хранении с 2017 года.

Как сообщил нашему изданию Игорь Боев, главный музейный хранитель Центрального музея Военно-воздушных сил РФ (ЦМ ВВС) в Монине, «Летатлин» был привезен из Третьяковской галереи в Монино 24 сентября.

Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Летатлин» собрали и снова разместили в зале №1, посвященном ранней русской авиации конца XIX века — 1930-х годов, среди других памятников этого периода, в числе которых планер Н.Е.Жуковского, И-16 («Ишак») Н.Н.Поликарпова, полноразмерные макеты летательных аппаратов, корзина от воздушного шара, двигатели начала ХХ века, другие приборы.

В настоящее время ЦМ ВВС и Третьяковская галерея готовят проект «Соглашения о сотрудничестве», в рамках которого в присутствии двухсторонней комиссии сотрудники и реставраторы раз в год будут осматривать и обслуживать экспонат. «Обычно речь идет только об обеспыливании», — говорит Боев.

Пока увидеть «Летатлин» нельзя: для посещения зал №1 пока закрыт — в нем идет реэкспозиция, открытие планируется в октябре.

Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.  Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил
Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.
Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил

Аппарат, являющийся не только важным артефактом истории авиации, но и произведением авангардного искусства, находится в собрании ЦМ ВВС со второй половины ХХ века. В 2016 году было объявлено, что экспонаты музея переедут в недавно основанный парк «Патриот» (в итоге это не было осуществлено). Это привлекло внимание искусствоведов к судьбе «Летатлина», прозвучали призывы передать его в собрание Третьяковской галереи.

Это и произошло в 2016 году, однако «Летатлин» при этом остался на балансе ЦМ ВВС. Сотрудники Третьяковки провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав «Летатлин» заново. Работа, которую выполняли специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже, — в 2019 году была отмечена нашим изданием и включена в шортлист премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация года».

Об окончательном решении вернуть «Летатлин» из залов авангарда в залы истории авиации стало известно летом 2024 года: к этому времени в Третьяковской галерее уже не работали главные идеологи перемещения его в экспозицию — директор Зельфира Трегулова, покинувшая этот пост, и куратор Ирина Пронина, скончавшаяся в прошлом году.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+