18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иваново вновь в авангарде

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце». Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» проходит в Иванове до 5 октября (выставки работают дольше). В этом году задействованы семь основных выставочных площадок, включая недавно открывшуюся галерею в близлежащем поселке Палех

Современное искусство встречает зрителя уже на вокзале. До 20 октября в переоборудованном под выставочное пространство бывшем зале ожидания колыхаются и дышат элементы инсталляции Ивана Горшкова «Сердце» — впечатляющих размеров кинетические надувные скульптуры, декорированные различными предметами — масками, игрушками и, конечно, знаменитым ивановским ситцем. Горшков, один из ярчайших представителей воронежской волны художников, обладает множеством регалий: лауреат государственной премии «Инновация», номинант Премии Кандинского, художник года ярмарки Cosmoscow. Иван называет свой метод работы, будь то живопись, скульптура или перформансы, «кристаллом чистейшей крезы», подразумевая сочетание самых разных предметов в ярких, отчасти безумных комбинациях.

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».  Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Над идеей интеграции инсталляций в историческое пространство вокзала эпохи конструктивизма художник работал два года. «Это уникальное пространство, в котором возможно сочетать паблик-арт и музейную выставку: масштаб уличных вещей и тепличные условия закрытого помещения. Такой свободы действия и размаха я не мог себе позволить никогда», — говорит Иван. Занятно наблюдать реакцию случайных пассажиров, никак не ожидающих от транспортного объекта особых сюрпризов и с некоторой опаской заглядывающих в помещение. Как заметила галерист Марина Гисич, это позволяет людям «увезти с собой фрагмент существующей реальности».

Еще одна абстрактная скульптура Горшкова «Деликатес» разместилась в другом общественном пространстве — атриуме торгового центра «Серебряный город». Ранее она экспонировалась в швейцарском Базеле во время одной из крупнейших художественных ярмарок мира Art Basel.

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».   Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Самым мощным событием фестиваля «Первая фабрика авангарда», который с 2018 года реализуется под началом генерального продюсера Ирины Голубевой, стало открытие международного проекта «Индия. Созвучие» в Музейно-выставочном центре. В основу экспозиции легло обширное собрание традиционного и современного индийского текстиля Екатерины и Андрея Теребениных, дополненное работами актуальных российских художников и произведениями из коллекции Музея ивановского ситца. Коллекционеры долго жили в Индии, и, по их словам, эта выставка — попытка расшифровать культурный код не только для себя, но и для будущих поколений. «Наши дети или внуки будут жить в совсем другой парадигме с сильным азиатским уклоном», — прокомментировал Андрей Теребенин. По его же словам, идея объединить старинные ткани и современное искусство очень проста: обладая большой насмотренностью в этой области, легко отследить некую общность сюжетов, приемов и техник.

Пространство удивляет необычной застройкой — анфиладой арок в стилистике Тадж-Махала. Каждый зал посвящен отдельной теме в текстиле — символам, цвету, орнаментам, историям и мифам, о чем рассказывают подробные экспликации.

Отдельное место в экспозиции занимают сари.

Выставка "Индия. Созвучие".  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка "Индия. Созвучие".
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Организаторы предлагают обратить особое внимание на джамдани-сари, искусство ткачества которых было внесено в список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО. Это одна из самых трудоемких техник ручного ткачества, а процесс создания одного полотна и в наши дни занимает полгода. К слову, особый вид хлопка, использовавшийся для изготовления уникальной ткани — даккского муслина, сейчас утрачен. Он произрастал только в одном месте на планете, на берегах священной реки Мегна в Бангладеш. На протяжении многих веков эта невесомая прозрачная ткань была самой драгоценной в мире, однако во время Ост-Индской компании ее производство сознательно саботировалось англичанами, отстаивающими собственные коммерческие интересы, что привело к полному исчезновению не имеющей аналогов культуры. В настоящий момент ученые пытаются проделать весь исторический путь, начав селекцию с нуля.

Еще одну интересную историю взаимосвязей России и Востока рассказал на экскурсии Андрей Теребенин. В попытках вытеснить англичан из Средней Азии текстильные магнаты Савва Морозов и Сергей Щукин отправили специальную делегацию, чтобы узнать потребности рынка. Выяснилось, что мусульманские традиции запрещают соприкосновение тела с шелком, поэтому большим спросом пользуются подкладки под халаты. Тогда фабриканты наладили выпуск хлопковой ткани с традиционными орнаментами, что позволило им утвердить свое влияние в регионе.

Новой площадкой «Первой фабрики авангарда» стала открывшаяся в поселке Палех в июне этого года галерея «Объект. Объект». Ее основатель Илья Юрасов подчеркивает, что проект сфокусирован на современном христианском искусстве, традиционных ценностях и культуре. На сегодняшний день это, пожалуй, единственная в стране галерея, прицельно работающая с этими темами.

Выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз».  Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз».
Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

В рамках фестиваля проходит персональная выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз». Художница работает в сложной и практически забытой технике многослойной акварели, когда новый слой краски наносится только после высыхания предыдущего. Это позволяет достичь нехарактерной для материала плотности покрытия и глубины цвета. Также Ольга использует пигменты, созданные из натуральных материалов, что добавляет работам загадочное мерцание.

На своих картинах Ольга объединяет обыденные вещи с высшими сущностями — ангелы парят над типовыми многоэтажками, Георгий Победоносец поражает змея на фоне карты ночной Москвы, серафимы смотрят со стен заброшенных домов. В экспозиции также много зеркал, позволяющих зрителю в прямом смысле стать частью искусства. Выставку можно посетить по предварительной договоренности до 20 октября.

В необычном месте — историческом подземном переходе между двумя особняками, в которых располагаются Музей промышленности и искусства и временно закрытый на ремонт Музей ивановского ситца, — открыта выставка «Первая материя». Это итог совместной десятидневной арт-лаборатории Школы Родченко и «Первой фабрики авангарда», в которой принимали участие как студенты и выпускники школы, так и местные жители. Во время лаборатории 20 художников исследовали Иваново, вступая в диалог с городом и с друг другом. Кураторами выставки стали Мария Бавыкина, Владислав Ефимов, Алексей Корси, Дмитрий Лукьянов и Олег Макаров.

Выставка «Первая материя».  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка «Первая материя».
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Здесь представлены самые разные медиумы от фото и видео до керамики, металла и найденных объектов.

Например, Катя Янова в работе «Как на Уводи» использует технологию травления по медному текстолиту, дополненную фотографиями элементов женского портрета из экспозиции Музея ивановского ситца. По задумке, очертания местной реки Уводи и старинной живописи создают поэтическую историю и передают мистические взаимосвязи между природным и рукотворным.

Оригинальная работа у Настасьи Киселевой: черно-белый видеоряд из фрагментов конструктивистских зданий с вкраплениями объектов красного цвета. Если посмотреть через специальный фильтр, добавленные элементы исчезают. По мнению автора, так «растворяется время».

К традиционным ценностям в работе «Корни ивановских ситцев» обращается Ольга Сальникова, совместившая самолично сотканное полотно в народном стиле и фарфор с изображением ткацкого станка. Символ технического прогресса как бы произрастает из древних узоров, отсюда и название работы.

Выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры».  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры».
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Еще одно необычное и забавное произведение — «Доска, скан, скам» Ланы Морозовой. Художница специальным устройством отсканировала уличные картинки — кусочки стрит-арта и просто детские рисунки на асфальте — и перенесла их объемные изображения на дерево. Получилась гигантская манера — традиционная доска для ручной печати на ткани. Так произошел как бы обратный процесс институционализации стрит-арта, когда искусство улиц попадает в музей.

В торговом кластере «Текстиль-Профи», расположенном в историческом здании бывшей фабрики «Красная Талка», проходит выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры», совмещающая образы исторического авангарда с современными арт-проектами.

В течение недели зрителей ждет обширная просветительская программа, включающая лекции, экскурсии по городу и выставкам, мастер-классы, спектакли и концерты. Также на последний день фестиваля, 5 октября, в арт-резиденции «Авангард» запланировано открытие выставки «Другая Цветаева. Превью», сопровождающееся перформансом и спектаклем.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+