Современное искусство встречает зрителя уже на вокзале. До 20 октября в переоборудованном под выставочное пространство бывшем зале ожидания колыхаются и дышат элементы инсталляции Ивана Горшкова «Сердце» — впечатляющих размеров кинетические надувные скульптуры, декорированные различными предметами — масками, игрушками и, конечно, знаменитым ивановским ситцем. Горшков, один из ярчайших представителей воронежской волны художников, обладает множеством регалий: лауреат государственной премии «Инновация», номинант Премии Кандинского, художник года ярмарки Cosmoscow. Иван называет свой метод работы, будь то живопись, скульптура или перформансы, «кристаллом чистейшей крезы», подразумевая сочетание самых разных предметов в ярких, отчасти безумных комбинациях.
Над идеей интеграции инсталляций в историческое пространство вокзала эпохи конструктивизма художник работал два года. «Это уникальное пространство, в котором возможно сочетать паблик-арт и музейную выставку: масштаб уличных вещей и тепличные условия закрытого помещения. Такой свободы действия и размаха я не мог себе позволить никогда», — говорит Иван. Занятно наблюдать реакцию случайных пассажиров, никак не ожидающих от транспортного объекта особых сюрпризов и с некоторой опаской заглядывающих в помещение. Как заметила галерист Марина Гисич, это позволяет людям «увезти с собой фрагмент существующей реальности».
Еще одна абстрактная скульптура Горшкова «Деликатес» разместилась в другом общественном пространстве — атриуме торгового центра «Серебряный город». Ранее она экспонировалась в швейцарском Базеле во время одной из крупнейших художественных ярмарок мира Art Basel.
Самым мощным событием фестиваля «Первая фабрика авангарда», который с 2018 года реализуется под началом генерального продюсера Ирины Голубевой, стало открытие международного проекта «Индия. Созвучие» в Музейно-выставочном центре. В основу экспозиции легло обширное собрание традиционного и современного индийского текстиля Екатерины и Андрея Теребениных, дополненное работами актуальных российских художников и произведениями из коллекции Музея ивановского ситца. Коллекционеры долго жили в Индии, и, по их словам, эта выставка — попытка расшифровать культурный код не только для себя, но и для будущих поколений. «Наши дети или внуки будут жить в совсем другой парадигме с сильным азиатским уклоном», — прокомментировал Андрей Теребенин. По его же словам, идея объединить старинные ткани и современное искусство очень проста: обладая большой насмотренностью в этой области, легко отследить некую общность сюжетов, приемов и техник.
Пространство удивляет необычной застройкой — анфиладой арок в стилистике Тадж-Махала. Каждый зал посвящен отдельной теме в текстиле — символам, цвету, орнаментам, историям и мифам, о чем рассказывают подробные экспликации.
Отдельное место в экспозиции занимают сари.
Организаторы предлагают обратить особое внимание на джамдани-сари, искусство ткачества которых было внесено в список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО. Это одна из самых трудоемких техник ручного ткачества, а процесс создания одного полотна и в наши дни занимает полгода. К слову, особый вид хлопка, использовавшийся для изготовления уникальной ткани — даккского муслина, сейчас утрачен. Он произрастал только в одном месте на планете, на берегах священной реки Мегна в Бангладеш. На протяжении многих веков эта невесомая прозрачная ткань была самой драгоценной в мире, однако во время Ост-Индской компании ее производство сознательно саботировалось англичанами, отстаивающими собственные коммерческие интересы, что привело к полному исчезновению не имеющей аналогов культуры. В настоящий момент ученые пытаются проделать весь исторический путь, начав селекцию с нуля.
Еще одну интересную историю взаимосвязей России и Востока рассказал на экскурсии Андрей Теребенин. В попытках вытеснить англичан из Средней Азии текстильные магнаты Савва Морозов и Сергей Щукин отправили специальную делегацию, чтобы узнать потребности рынка. Выяснилось, что мусульманские традиции запрещают соприкосновение тела с шелком, поэтому большим спросом пользуются подкладки под халаты. Тогда фабриканты наладили выпуск хлопковой ткани с традиционными орнаментами, что позволило им утвердить свое влияние в регионе.
Новой площадкой «Первой фабрики авангарда» стала открывшаяся в поселке Палех в июне этого года галерея «Объект. Объект». Ее основатель Илья Юрасов подчеркивает, что проект сфокусирован на современном христианском искусстве, традиционных ценностях и культуре. На сегодняшний день это, пожалуй, единственная в стране галерея, прицельно работающая с этими темами.
В рамках фестиваля проходит персональная выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз». Художница работает в сложной и практически забытой технике многослойной акварели, когда новый слой краски наносится только после высыхания предыдущего. Это позволяет достичь нехарактерной для материала плотности покрытия и глубины цвета. Также Ольга использует пигменты, созданные из натуральных материалов, что добавляет работам загадочное мерцание.
На своих картинах Ольга объединяет обыденные вещи с высшими сущностями — ангелы парят над типовыми многоэтажками, Георгий Победоносец поражает змея на фоне карты ночной Москвы, серафимы смотрят со стен заброшенных домов. В экспозиции также много зеркал, позволяющих зрителю в прямом смысле стать частью искусства. Выставку можно посетить по предварительной договоренности до 20 октября.
В необычном месте — историческом подземном переходе между двумя особняками, в которых располагаются Музей промышленности и искусства и временно закрытый на ремонт Музей ивановского ситца, — открыта выставка «Первая материя». Это итог совместной десятидневной арт-лаборатории Школы Родченко и «Первой фабрики авангарда», в которой принимали участие как студенты и выпускники школы, так и местные жители. Во время лаборатории 20 художников исследовали Иваново, вступая в диалог с городом и с друг другом. Кураторами выставки стали Мария Бавыкина, Владислав Ефимов, Алексей Корси, Дмитрий Лукьянов и Олег Макаров.
Здесь представлены самые разные медиумы от фото и видео до керамики, металла и найденных объектов.
Например, Катя Янова в работе «Как на Уводи» использует технологию травления по медному текстолиту, дополненную фотографиями элементов женского портрета из экспозиции Музея ивановского ситца. По задумке, очертания местной реки Уводи и старинной живописи создают поэтическую историю и передают мистические взаимосвязи между природным и рукотворным.
Оригинальная работа у Настасьи Киселевой: черно-белый видеоряд из фрагментов конструктивистских зданий с вкраплениями объектов красного цвета. Если посмотреть через специальный фильтр, добавленные элементы исчезают. По мнению автора, так «растворяется время».
К традиционным ценностям в работе «Корни ивановских ситцев» обращается Ольга Сальникова, совместившая самолично сотканное полотно в народном стиле и фарфор с изображением ткацкого станка. Символ технического прогресса как бы произрастает из древних узоров, отсюда и название работы.
Еще одно необычное и забавное произведение — «Доска, скан, скам» Ланы Морозовой. Художница специальным устройством отсканировала уличные картинки — кусочки стрит-арта и просто детские рисунки на асфальте — и перенесла их объемные изображения на дерево. Получилась гигантская манера — традиционная доска для ручной печати на ткани. Так произошел как бы обратный процесс институционализации стрит-арта, когда искусство улиц попадает в музей.
В торговом кластере «Текстиль-Профи», расположенном в историческом здании бывшей фабрики «Красная Талка», проходит выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры», совмещающая образы исторического авангарда с современными арт-проектами.
В течение недели зрителей ждет обширная просветительская программа, включающая лекции, экскурсии по городу и выставкам, мастер-классы, спектакли и концерты. Также на последний день фестиваля, 5 октября, в арт-резиденции «Авангард» запланировано открытие выставки «Другая Цветаева. Превью», сопровождающееся перформансом и спектаклем.