18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Рублева продолжит судиться из-за разрушающихся стен

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«Неожиданным решением» называют юристы отказ по иску Музея Рублева к организациям, проводившим близ Андроникова монастыря ремонтные и подземные работы, после чего стены древнего памятника пошли трещинами. Музей намерен подать апелляцию

Исковое заявление Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенного в комплексе бывшего Андроникова монастыря и ответственного за особо охраняемую территорию, было подано к ОАО «РЖД», АО «РЖДстрой» и АО «Мосводоканал» в марте этого года. Сама проблема возникла в 2021-м, когда у северо-западной стены велись работы по расширению ж/д путей на эстакаде Э2, а под склоном холма проводились подземные работы по прокладке канализации и коммуникаций. Первые трещины на стенах появились в октябре 2021-го как раз во время подземных работ, а потом пошли по поверхностям. По словам директора музея Михаила Миндлина, сейчас их уже около 150. Впрочем, в исковом заявлении указано более 80 — столько зафиксировал геотехнический мониторинг, проведенный в 2022–2023 годах ООО «Инженерная геология исторических территорий» (ИГИТ) — профильной организацией, которая специализируется на обследовании и реставрации конструкций памятников культурного наследия. Специалисты определили причину — осадка грунта (в диапазоне от 10,2 до 14,2 мм) и, как следствие, деформация конструкций зданий — фундаментов и стен, что привело к появлению трещин. В течение нескольких лет музей вел мониторинг.

Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«В ходе заседаний, как и ожидали наши юристы, судья Надежда Хаустова сказала, что следует провести независимую экспертизу, и нам предложили рекомендовать специализированные организации, что мы и сделали, после консультаций отобрав на выбор три профильных института, — говорит Михаил Миндлин. — А ответчики обратились к суду с просьбой привлечь в качестве соответчиков своих подрядчиков — проектировщиков и непосредственных исполнителей. Можно предположить, что либо проект ООО „Питергазстройинжиниринг“ разработан некорректно, учитывая то, что обследование и изыскательские работы на территории памятника не проводились (а прежде чем разработать проект работ в непосредственной близости от исторического объекта, необходимо было обследовать его грунты и строения), или исполнители нарушили проектную технологию производства работ, которые работали по заказу АО „Мосводоканал“. Музей был не против привлечения проектировщика и непосредственных исполнителей в дело в качестве соответчиков. Произошедшее далее всех удивило. После предварительного слушания судья удалилась в совещательную комнату, а вернувшись, сразу перешла к рассмотрению дела по существу и отказала в удовлетворении искового требования. Вынесенное решение незаконно и необоснованно, говорят наши юристы. Без независимой экспертизы, без детального рассмотрения всей ситуации. Как только мы получим решение суда на руки, то подадим апелляцию в 9-й Арбитражный апелляционный суд г. Москвы».

На данный момент разрушительные процессы на конструкциях бывшего Андроникова монастыря приостановились. Но чтобы восстановить памятник, сначала требуется разработка проекта научной реставрации, подготовка которого может занять не один год.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+