18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей Рублева продолжит судиться из-за разрушающихся стен

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«Неожиданным решением» называют юристы отказ по иску Музея Рублева к организациям, проводившим близ Андроникова монастыря ремонтные и подземные работы, после чего стены древнего памятника пошли трещинами. Музей намерен подать апелляцию

Исковое заявление Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенного в комплексе бывшего Андроникова монастыря и ответственного за особо охраняемую территорию, было подано к ОАО «РЖД», АО «РЖДстрой» и АО «Мосводоканал» в марте этого года. Сама проблема возникла в 2021-м, когда у северо-западной стены велись работы по расширению ж/д путей на эстакаде Э2, а под склоном холма проводились подземные работы по прокладке канализации и коммуникаций. Первые трещины на стенах появились в октябре 2021-го как раз во время подземных работ, а потом пошли по поверхностям. По словам директора музея Михаила Миндлина, сейчас их уже около 150. Впрочем, в исковом заявлении указано более 80 — столько зафиксировал геотехнический мониторинг, проведенный в 2022–2023 годах ООО «Инженерная геология исторических территорий» (ИГИТ) — профильной организацией, которая специализируется на обследовании и реставрации конструкций памятников культурного наследия. Специалисты определили причину — осадка грунта (в диапазоне от 10,2 до 14,2 мм) и, как следствие, деформация конструкций зданий — фундаментов и стен, что привело к появлению трещин. В течение нескольких лет музей вел мониторинг.

Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«В ходе заседаний, как и ожидали наши юристы, судья Надежда Хаустова сказала, что следует провести независимую экспертизу, и нам предложили рекомендовать специализированные организации, что мы и сделали, после консультаций отобрав на выбор три профильных института, — говорит Михаил Миндлин. — А ответчики обратились к суду с просьбой привлечь в качестве соответчиков своих подрядчиков — проектировщиков и непосредственных исполнителей. Можно предположить, что либо проект ООО „Питергазстройинжиниринг“ разработан некорректно, учитывая то, что обследование и изыскательские работы на территории памятника не проводились (а прежде чем разработать проект работ в непосредственной близости от исторического объекта, необходимо было обследовать его грунты и строения), или исполнители нарушили проектную технологию производства работ, которые работали по заказу АО „Мосводоканал“. Музей был не против привлечения проектировщика и непосредственных исполнителей в дело в качестве соответчиков. Произошедшее далее всех удивило. После предварительного слушания судья удалилась в совещательную комнату, а вернувшись, сразу перешла к рассмотрению дела по существу и отказала в удовлетворении искового требования. Вынесенное решение незаконно и необоснованно, говорят наши юристы. Без независимой экспертизы, без детального рассмотрения всей ситуации. Как только мы получим решение суда на руки, то подадим апелляцию в 9-й Арбитражный апелляционный суд г. Москвы».

На данный момент разрушительные процессы на конструкциях бывшего Андроникова монастыря приостановились. Но чтобы восстановить памятник, сначала требуется разработка проекта научной реставрации, подготовка которого может занять не один год.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+