18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Трехкратное воззвание к Вазари: нижегородский опыт

Неизвестный гравер школы Андреа Мантеньи. «Четыре танцующие женщины». После 1497.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Неизвестный гравер школы Андреа Мантеньи. «Четыре танцующие женщины». После 1497.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Выпущен каталог серии художественных выставок, проходивших в Нижнем Новгороде в 2021–2024 годах. Трехчастный проект «Названо Вазари» был призван соединить классическое искусство из запасников столичного Пушкинского музея с современностью

Когда в 2020 году нижегородский «Арсенал» (он же Волго-Вятский филиал — сначала ГЦСИ, потом РОСИЗО) в составе всего куста филиалов перешел в ведение ГМИИ им. А.С.Пушкина, его выставочная программа предсказуемо приобрела новую интонацию, включив и классическое искусство — привычную специализацию Пушкинского. Новый проект был осенен именем Джорджо Вазари — итальянского художника и писателя эпохи Позднего Возрождения, считающегося одним из основателей искусствознания.

Придуманная руководителем филиала Анной Гор серия выставок, на которых привезенные из московского музея старинные экспонаты совмещались с привычными для «Арсенала» произведениями современного искусства, длилась три года. Выставка «Названо Вазари. Готика» прошла в декабре 2021-го — феврале 2022-го, «Названо Вазари. Возрождение» — с декабря 2022-го по апрель 2023-го, а завершающая часть, посвященная маньеризму, работала в ноябре 2023-го — марте текущего года. Их кураторами выступили Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова. Итогом этого проекта стал его массивный каталог.

«Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм: издание к три- логии выста- вок» / Авт.-сост.: Д. Колпашникова, Е. Кочеткова. Нижний Новгород: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 528 с., ил.
«Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм: издание к три- логии выста- вок» / Авт.-сост.: Д. Колпашникова, Е. Кочеткова. Нижний Новгород: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 528 с., ил.

Решение соединить под одной обложкой каталоги трех выставок позволило создать единый текст, связанный общей идеологией повествования. В первую очередь книга документирует выставки, причем читателю напоминают о них не только отдельными экспонатами, но и съемками экспозиций. Это оправданно еще и потому, что каждый раз архитектурой выставок занимались известные мастера. Например, бюро Александра Бродского, преобразившее кирпичные стены Арсенала в античном духе.

Основной массив тома занимают непосредственно репродукции и каталожные описания, внутри каждой из трех частей распределенные по более мелким разделам, следующим кураторским структурам выставок. Написанные большим коллективом авторов, они отличаются различной степенью проработки — от кажущихся банальными «ликбезовских» этикеток до сложных мини-эссе по иконографии и провенансу. В большом количестве репродуцированы гравюры, произведения мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства.

Лоренцо Гиберти, круг. «Мадонна с Младенцем». Флоренция. Около 1425.  Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Лоренцо Гиберти, круг. «Мадонна с Младенцем». Флоренция. Около 1425.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

После каждой из каталожных частей помещено по три-четыре научные статьи. Неоднородные по тематике, они переключаются от общего к частному и обратно. Так, Светлана Ковалевская и Ирина Кувшинская рассказывают об общих принципах часословов и бестиариев, а вот Андрей Егоров сосредотачивается на иконографии «девяти достойнейших» рыцарей, Павел Алешин же — на художниках-поэтах эпохи маньеризма. Отдельным бриллиантом сверкает статья преподавателя МГУ Алексея Расторгуева, посвященная готическому собору как концепции. Увы, Алексей Леонидович, скончавшийся в прошлом году, не оставил монографий, так что остается лишь мечтать о посмертном сборнике его статей.

Помещенная здесь же статья его сына Василия Расторгуева, сотрудника ГМИИ, посвящена более узкой теме — подделкам ренессансных редкостей антикварами XIX века, а конкретно — бюсту Филиппо Строцци, считающемуся работой Бенедетто да Майано. Ряд аналогичных «спорных» вещей был представлен на выставке как пример переосмысления Возрождения в эпоху историзма. Было бы любопытно в будущем прочитать развернутое исследование на эту тему или же увидеть в Пушкинском музее отдельную выставку о подделках и копиях.

Упрекнуть каталог можно разве что в мелких погрешностях научной редактуры (так, ветхозаветного праотца Иакова нельзя называть «святым», а в иконографии короновании Богоматери ангелами, а не Христом и Богом Отцом нет ничего редкого). В остальном фолиант представляет собой занимательное чтение, которое опубликованными редкостями (пусть и не обязательно шедеврами) способно обогатить эрудицию многих.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+