18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Паблик-арт: от вымученного до выразительного

Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.  Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
Скульптура Аниша Капура установлена у входа в жилой небоскреб в нью-йоркском районе Трайбека.
Фото: Gina M Randazzo/ZUMA Press Wire) Represented by ZUMA Press, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Атлас художественных объектов, созданных с 1960 года, хотя и проливает свет на произведения незападных культур, обнаруживает тенденцию отдавать предпочтение мейнстриму. Тем не менее книга заставляет задуматься о том, от чего именно зависят наши вкусы

Сначала о главном: несмотря на то что это издание называется «Всемирный атлас паблик-арта», слово «атлас» все же не очень сюда подходит. Книга выстроена не по топографическому принципу, а по типологическому, то есть включает разделы под заголовками «Общественные пространства», «Общественные сооружения» и так далее. Иногда кажется, что удобнее было бы просто воспользоваться фильтром «достопримечательности» на Google Maps. Но если вы действительно хотите приглядеться к некоторым интересным площадям, павильонам, скульптурам, фрескам, мостам и другим объектам, созданным по всему миру, а также не спеша подумать об условиях, которые их породили, и о том, как эти объекты воспринимаются сегодня, то книга все же предпочтительнее.

Труд, написанный Эндрю Вассерманом, бывшим сопредседателем американской организации Public Art Dialogue, не слишком информативен, но каким-то образом он получился своевременным. Претензия автора на планетарный охват приводит к тому, что рассматривается множество объектов из незападных культур, что придает ощущение справедливости, разно­образит материал и обеспечивает долю политической актуальности. Однако нетрудно заметить, что предпочтение здесь отдается мейнстриму, то есть проектам, целью которых становилось украшение, «увеселение» определенного пространства, а вовсе не провокационному, «неуклюжему» искусству. Несколько исключений из этого правила, приведенных в книге, лишь подчеркивают авторскую установку.

Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке
Andrew Wasserman. World Atlas of Public Art. Yale. 400 с.: 341 цв. и ч/б ил. £35. На английском языке

Конечно, судьба произведений нередко зависит от локации, как в случае с «Домом» (1993) Рейчел Уайтред в Лондоне, «Мелом» (2002) Дженнифер Аллоры и Гильермо Кальсадильи в Лиме и «Опрокинутой дугой» (1981) Ричарда Серры в Нью-Йорке. То, что вызывает недовольство, вскоре может быть снесено. Но в книге представлено немало арт-вошинга (по аналогии с брейнвошингом, промывкой мозгов). Речь о сомнительных проектах, профинансированных застройщиками и преподнесенных как блестящие художественные решения. Делается это для придания человеческого лица коммерческим проектам с негативными социальными последствиями. Правда, такие последствия и сами могут становиться источником вдохновения. Вспомните Бэнкси, который почему-то отсутствует на страницах книги, хотя он был одновременно и критиком, и движущей силой джентрификации в Восточном Лондоне и других локациях.

Половина удовольствия от книг, подобных этой, заключается в придирках к выбору автора. Например, как британец, я могу понять, почему неоконструктивистский павильон Виктора Пасмора в Питерли, завершенный в 1969 году, мог быть сочтен слишком провинциальным, хотя он стал бы идеальным примером для обсуждения ключевой темы книги, а именно сложности создания паблик-арта (который, как правило, имеет стремление к постоянству). А как цисгендерный гетеросексуальный белый образованный в «Оксбридже» мужчина, я знаю, что не стоит придавать этому слишком большое значение. Хотя если бы я был бразильцем или японцем, у меня возникли бы похожие сомнения по поводу того, что мое наследие не получило должного внимания. Возможно, именно это на самом деле означает мыслить глобально.

Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.  Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England
Скульптура Энтони Гормли «Ангел Севера» (1998), установленная в английском Гейтсхеде.
Фото: Colin Cuthbert/Gateshead Metropolitan Borough Council, Gateshead, England

Но, как европейцу, мне все-таки кажется странным, что нет ничего про «башенных младенцев» (2000) Давида Черни в Праге, или про станции метро Неаполя, сказочную башню Tour aux figures Жана Дюбюффе в Исси-ле-Мулино на окраине Парижа, туфли на набережной Дуная в Будапеште, «метафизических сфинксов» Михаила Шемякина напротив тюрьмы «Кресты» в Санкт-Петербурге, а также про впечатляюще экспрессивные памятники, созданные по всему бывшему коммунистическому миру, но особенно в Югославии 1970-х годов, любой из которых мог бы составить конкуренцию «Гребню ветров» (1976) Эдуардо Чильиды — массиву железных клешней на северном побережье Испании, включенному в книгу.

1960 год в качестве начала хронологии означает, что лишь немногое в атласе Эндрю Вассермана можно отнести к фигуративному искусству, хотя упоминается, например, скульптура Марка Уоллингера Ecce homo (1999) на Трафальгарской площади в Лондоне. Также присутствует несколько образцов вымученных полуабстрактных скульптурных творений, которые часто появлялись перед дорогостоящими бруталистскими зданиями в былые времена. Однако в значительной степени именно они, а не выразительные современные произведения позволяют нам рассматривать паблик-арт с точки зрения самого дискредитированного из критериев — вкуса. И возможно, задавать себе сложные вопросы о том, почему наши вкусы так зависят от изменений в окружающей среде, от технологий, от цен на недвижимость, от политического руководства и многого другого. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+