18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Турция приглашает окультуриться после заката

Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи. Фото: Austrian Archaeological Institute
Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи.
Фото: Austrian Archaeological Institute
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Некоторые из знаковых достопримечательностей Турции открыли для посещения в вечерние часы, когда спадает зной. Эксперты опасаются, что дополнительный наплыв посетителей может навредить древностям

Ряд знаковых туристических объектов Турции, включая руины древних городов Аспендос, Иераполис, Патара и Эфес, открыли для посетителей в вечерние и ночные часы в рамках экспериментального проекта «Музеи ночью». Посещение археологических памятников после захода солнца (время работы некоторых из них продлили до полуночи) позволяет туристам не только по-новому взглянуть на исторические сокровища страны, но и передохнуть от экстремально высоких температур.

В районе Эфеса — одного из самых больших и хорошо сохранившихся греко-римских городов на территории современной Турции — температура в этом году побила рекорды, превышая в некоторые дни 40 градусов, что сделало прогулки по территории археологического комплекса не только утомительными, но и опасными. Теперь же мраморный фасад построенной около 1,9 тыс. лет назад Библиотеки Цельса, визитной карточки Эфеса, блистает, купаясь в свете прожекторов, а не палящих лучей солнца.

Фрагмент древнего города в Эфесе. Фото: Bugra Sikel/unsplash.com
Фрагмент древнего города в Эфесе.
Фото: Bugra Sikel/unsplash.com

«Пилотный проект» ночного туризма, как выразился министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой в недавнем интервью на местном телевидении, отвлечет людей «от бассейнов в отелях, действующих по системе „все включено“, и поддержит работу множества турецких предприятий, которые зависят от туристических долларов».

Туристический сектор является краеугольным камнем экономики Турции. По оценкам специалистов, он обеспечивает около 2 млн рабочих мест. Доходы отрасли достигают $1 трлн, что составляет порядка 10% от ВВП страны. По словам Эрсоя, в этом году Турция стремится привлечь 60 млн иностранных туристов, чтобы побить прошлогодний рекорд в 56,7 млн.

Античный город Патара. Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com
Античный город Патара.
Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com

Всплеск туризма неизбежно увеличивает нагрузку на достопримечательности, среди которых 15 объектов, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО (еще десятки находятся на рассмотрении). «Использование исторических мест для экономической выгоды усложняет работу по их сохранению и поднимает вопрос: защищаем ли мы историю или превращаем ее в товар? — говорит Озгюн Озчакыр, председатель Ассоциации специалистов по сохранению и реставрации — неправительственной организации, эксперты которой консультируют по вопросам политики в области исторического наследия. «Посещение такого места, как Эфес, ночью позволяет людям увидеть его в другой, по-настоящему красивой обстановке. Но объект может и не выдержать такого наплыва людей», — добавляет он.

Министерство культуры и туризма, в свою очередь, уверяет, что распределение турпотоков по большему количеству часов в день является более рациональным и способствует сохранению культурного наследия страны. Чтобы обеспечить «минимальное воздействие на исторические сооружения», на объектах были установлены системы светодиодного освещения с регулируемой температурой: они излучают меньше ультрафиолетового и инфракрасного света. Также, по заявлению министерства, «было увеличено количество сотрудников ночной охраны на объектах для обеспечения безопасности посетителей и защиты исторических артефактов».

Античный театр Аспендос. Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com
Античный театр Аспендос.
Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com

В июне новостные агентства сообщили, что турецкие туристы пели патриотические песни, протестуя против того, что Библиотеку Цельса отгородили ради пассажиров люксового круизного лайнера, собравшихся на приватный ужин под возвышающимся резным фасадом здания, храма науки времен Римской империи.

Экс-министр туризма Бахаттин Юджель опасается, что «ночная музеология происходит в условиях, когда трудно понять, кто приходит и уходит… Мы хранители, защищающие наследие для будущих поколений, но если задаться вопросом, насколько мы чувствительны к этому, то, к сожалению, приходится отвечать отрицательно».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+