18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке в Москве есть шанс сделать идеальные селфи на фоне ковра

Т.П. Барабанщикова. Ковер ворсовый «Иртыш». 1959. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Т.П. Барабанщикова. Ковер ворсовый «Иртыш». 1959.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Портреты вождей, огни строек, парашютисты и полярники: посетителям Музея декоративного искусства предлагается изучить историю советского ковроткачества в лучших его образцах — как тиражных, так и существующих в единственном экземпляре

Все стены залов увешаны коврами. Некоторые помещались с трудом, и их пришлось подгибать или заворачивать на угол. Это — огромная выставка «Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства». Благодаря тому, что Всероссийский музей декоративного искусства унаследовал архив мастерской ковроткачества Института художественной промышленности (ИХП), здесь хранится не только несравненная коллекция самих изделий, но и архивные документы — от эскизов и выкрасок до фотографий, запечатлевших советских художников и мастериц за работой. «Мы показываем несколько шедевров 1930-х годов и потом лучшие образцы вплоть до 1980-х, — говорит директор музея Елена Титова. — Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания — подарочных и парадных коврах».

Савосин А.М., Пашиева Э.К., Огуль К.А., Огуль К.Б. Ковер ворсовый «Конный пробег». (1937)1938. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Савосин А.М., Пашиева Э.К., Огуль К.А., Огуль К.Б. Ковер ворсовый «Конный пробег». (1937)1938.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В советский период ковер, всегда бывший символом благополучия, становится носителем новых смыслов. Проект занимает семь залов, каждый — тематический: есть труд и подвиг, есть достижения промышленности, космос и спорт. Иначе и быть не могло: занимая видное место на стене, ковер понимался как еще одно средство пропаганды.

Первое, что принесла новая эпоха ковроткачеству Дагестана и Туркмении, — это появление среди традиционных орнаментов реалистичных сюжетов и человеческих фигур. На огромном ковре «Советский Дагестан» (художник В.П.Новиков, 1959) видны высоковольтные опоры, отары овец с пастухами, кубачинские кузнецы и балхарские женщины-гончары. Центральное место на азербайджанском ковре «Нефть» (артель «Галибиет», 1938) занимают фигуры салютующего пионера, рабочего-нефтяника, сборщицы хлопка и женщины-инженера на фоне нефтяных вышек, а кайма, которая на первый взгляд отсылает к персидской традиции иллюминированных рукописей с отдельными сценами-медальонами, на самом деле триумф буквализма: по периметру весь ковер опоясывает нефтяная труба с отводами, тройниками и заглушками.

Книтт Л., Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М. Ковер «Нефть». 1938. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Книтт Л., Аванезян К., Адилова Т., Адилова А., Адилова У., Мустафаева Г., Мамедова А., Мамедова М. Ковер «Нефть». 1938.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1930–1940-е годы появляется традиция портретных ковров, которые заказывались для подарков. На выставке их целая сюита: Ленин, Калинин, Сталин, Пушкин, Фирдоуси. В орнамент вокруг профиля Ленина затесались традиционные стилизованные козлики, а Сталин на ковре изображен — внимание! — на фоне ковра.

Отдельные экспонаты, вынесенные в проход между залами, напоминают о связи ковра с восточной традицией. Для степного кочевника он был буквально основой жизни, опорой — это подтверждают дорожки «иолам» длиной до 18 м, которыми крепили верх юрты к ее стенкам. Есть и русская традиция: например, курские ковры начала ХХ века. Для них характерен яркий асимметричный цветочный орнамент — букеты на черном фоне. Но к 1960–1970-м все традиции уже окончательно перемешались. Так, ковер «Русский» курской фабрики (мастер Н.Т.Карелина-Бельская, 1971) орнаментом отсылает к туркменскому ковроткачеству, а сюжетными вставками — к древнерусской резьбе по дереву и белому камню. Ковер «Белые птицы» омской фабрики заимствует графическое строение и орнаменты дагестанского ковра, а цветовая палитра — мягкая, серо-зеленая (в традиционных дагестанских коврах нет зеленого цвета, так как не было найдено стойкого красителя для шерсти).

З.А. Пучкова. Ковер ворсовый «Сбор фруктов». 1959. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
З.А. Пучкова. Ковер ворсовый «Сбор фруктов». 1959.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

К поистине наднациональной, «советской» традиции относятся ковры, посвященные подвигам и героям: парашютистам, физкультурникам, космонавтам. Интересно, как история спасения со льдины экспедиции Ивана Папанина на ковре артели из Тирасполя (художник М.С.Назаревская, 1939) превращается в почти сказочный сюжет — с каймой из медведей, моржей и чаек и краснокрылым, похожим на птицу самолетом АНТ-25.

Особняком воспринимаются произведения 1960-х годов. Если более ранние опусы коврового искусства иногда выглядят кунштюками, то эти, как правило, цельные, выдающиеся произведения. Например, «Огни строек» (мастер Л.А.Колосова, 1967) со сложной композицией из нефтяных вышек, цистерн и грузовых вагонов глубокого синего цвета, на котором выделяются желтые и оранжевые окошки домов.

Л.А. Колосова Ковер безворсовый «Огни-строек».1967. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Л.А. Колосова Ковер безворсовый «Огни-строек».1967.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Весна», «Цветет мой край» — для каждого ковра найдены свой колорит и композиция. На лилово-розовом гобелене «Москва строится» в уголке вытканы подпись автора Павла Сташкова и год — 1966. Как на живописном полотне! 1960-е — единственный период, для которого показаны тиражные, доступные обычному человеку машинные ковры. Тогда же достигают расцвета детские ковры, в которых заложен игровой потенциал, такие как изготовленный на коврово-ткацкой фабрике в Судже «Игровой круг» (1974). 

Всероссийский музей декоративного искусства
«Ковер историй. Сюжеты советского коврового искусства»
До 13 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+