18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось

Уильям Брумфилд. «Универмаг самообслуживания Робелла». 1977.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Универмаг самообслуживания Робелла». 1977.
Фото: William Brumfield
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции

Обе эти книги выпущены издательством «Три квадрата», и обе соотнесены с персональными выставками в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева: прошлогодней «Lost America. Тихая Америка» и совсем недавней «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда». Издания называются так же, но это не совсем каталоги, по составу они шире, чем экспозиции в музее. Альбомы двуязычны, что позволяет, в частности, отметить: перевод заглавия первого из них не точный; почему составители решили перевести lost как «тихая» — непонятно, к содержанию книги точнее подходит «потерянная».

«Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера» / Russian Avant-Garde through the Lens of William Brumfield: Honoring the Master’s 80 Years / У. К. Брумфилд; вступ. ст. Н. Шашкова, С. Митурич; пер. с англ. В. Пукиш; пер. на англ. У. К. Брумфилд. М.: «Три квадрата», 2024. 200 с., ил.
«Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера» / Russian Avant-Garde through the Lens of William Brumfield: Honoring the Master’s 80 Years / У. К. Брумфилд; вступ. ст. Н. Шашкова, С. Митурич; пер. с англ. В. Пукиш; пер. на англ. У. К. Брумфилд. М.: «Три квадрата», 2024. 200 с., ил.

На той выставке были представлены 64 фотографии, сделанные Брумфилдом в маленьких американских городах и на океанском побережье в середине 1970-х. Это был первый фотографический опыт ныне 80-летнего почтенного ученого, университетского профессора, историка русской архитектуры, автора трех десятков книг о ней, почетного академика двух российских академий, кавалера ордена Дружбы, год назад получившего второе — российское — гражданство.

Уильям Брумфилд. «Lost America. Тихая Америка». М.: Три квадрата, 2024. 112 с., ил.
Уильям Брумфилд. «Lost America. Тихая Америка». М.: Три квадрата, 2024. 112 с., ил.

Фотографии из «Lost America. Тихая Америка» были для Брумфилда «пробой пера», тренировкой перед отъездом в Россию. «В 1974 году я начал преподавать в Гарвардском университете в звании доцента, и именно там я узнал о фотографии. Несмотря на то что я верил, что Россия будет в центре моего внимания, я интенсивно фотографировал в Америке, стремясь раскрыть тайну заброшенных, разрушенных или, казалось бы, обычных мест», — вспоминал он.

В России Брумфилд изу­чал и много фотографировал северные малые города: Соликамск, Тотьму, Усолье, Чердынь, причем тогда еще не отреставрированные и не преображенные в привлекательные туристические объекты (впоследствии у него вышел фотоальбом Lost Russia).

Уильям Брумфилд. «Белая башня» (Водонапорная башня завола «Уралмаш»: М.B. Рейшер, 1929-1931).  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Белая башня» (Водонапорная башня завола «Уралмаш»: М.B. Рейшер, 1929-1931).
Фото: William Brumfield

Для книги об Америке он тоже выбрал провинцию — пять южных городков и Восточное побережье. Собранные в Lost America снимки очень разнообразны по объектам. На них можно увидеть: благородную часовню в Роксбери, классицистический портал полуразрушенного дома в том же городе, заброшенный домик-голубятню, тянущийся вдоль шоссе убогий придорожный самострой мелких торговцев, нелепо раскрашенные бетонные скульптуры. И если фотография «Воскресное утро в Голд-Косте» своей отчужденностью напоминает о живописи Эдварда Хоппера, то яркий «Столбик парикмахерского салона на Мэгэзин-стрит» кажется фрагментом картины художника поп-арта, а «Конкретный человек» с огромной человекообразной бетонной фигурой в центре — кадром из немого фильма ужасов.

Уильям Брумфилд. «Вторжение (бездорожье в округе Чатем)». 1977.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Вторжение (бездорожье в округе Чатем)». 1977.
Фото: William Brumfield

Но не только брошенные и руинированные дома, заросшие дороги, рекламные щиты и проржавевший грузовик привлекали и завораживали Брумфилда. В последней, пятой, главе книги — «Архейские мотивы» — он поместил съемку береговой линии залива Блу-Хилл недалеко от Бруклина (штат Мэн), где в объектив его камеры попали гранитные камни и водная гладь. Брумфилд увидел там, что «гранит сливается с морем, как геология сливается с мифом о сотворении мира». В этих фотографиях он был сосредоточен на фактуре камня, так похожей на облупившуюся краску и обрывки старых плакатов на стенах в Роксбери.

Картины запустения у Брумфилда совсем не депрессивные, и если и настраивают на философские размышления о бренности всего сущего и тривиальности обыденного, то не без юмора. «Изображение руин имеет глубокие традиции в искусстве Запада, как в живописи, так и в литературе. Как понял когда-то Уильям Водсворд, поэтический пейзаж с руинами стимулирует воображение, говорящее нам о судьбе и законе перемен. Этому посвящено его стихотворение „Строки, написанные недалеко от аббатства Тинтерн“».

Уильям Брумфилд. «Клуб Дорогомиловского химического завода архитектора Константина Мельникова». 2018.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Клуб Дорогомиловского химического завода архитектора Константина Мельникова». 2018.
Фото: William Brumfield

Тема руин или почти руин находит частичное отражение и в книге «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда». Новаторскую архитектуру 1920–1930-х годов он начал снимать еще в те времена, когда эти памятники почти повсеместно старели и разрушались. Такого рода кадры смыкаются с фотографиями, запечатлевшими начало эпохи, когда отношение изменилось и в дело вступили реставраторы. Как водится у Брумфилда, в тот самый его объектив попадали не только признанные шедевры, но и малоизвестные постройки в разных географических точках — от Петербурга до Хабаровска. Собранные в единый альбом 225 черно-белых и цветных фотографий выглядят не просто обзором, а летописью, причем художественно осмысленной летописью.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+