18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось

Уильям Брумфилд. «Универмаг самообслуживания Робелла». 1977.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Универмаг самообслуживания Робелла». 1977.
Фото: William Brumfield
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции

Обе эти книги выпущены издательством «Три квадрата», и обе соотнесены с персональными выставками в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева: прошлогодней «Lost America. Тихая Америка» и совсем недавней «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда». Издания называются так же, но это не совсем каталоги, по составу они шире, чем экспозиции в музее. Альбомы двуязычны, что позволяет, в частности, отметить: перевод заглавия первого из них не точный; почему составители решили перевести lost как «тихая» — непонятно, к содержанию книги точнее подходит «потерянная».

«Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера» / Russian Avant-Garde through the Lens of William Brumfield: Honoring the Master’s 80 Years / У. К. Брумфилд; вступ. ст. Н. Шашкова, С. Митурич; пер. с англ. В. Пукиш; пер. на англ. У. К. Брумфилд. М.: «Три квадрата», 2024. 200 с., ил.
«Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера» / Russian Avant-Garde through the Lens of William Brumfield: Honoring the Master’s 80 Years / У. К. Брумфилд; вступ. ст. Н. Шашкова, С. Митурич; пер. с англ. В. Пукиш; пер. на англ. У. К. Брумфилд. М.: «Три квадрата», 2024. 200 с., ил.

На той выставке были представлены 64 фотографии, сделанные Брумфилдом в маленьких американских городах и на океанском побережье в середине 1970-х. Это был первый фотографический опыт ныне 80-летнего почтенного ученого, университетского профессора, историка русской архитектуры, автора трех десятков книг о ней, почетного академика двух российских академий, кавалера ордена Дружбы, год назад получившего второе — российское — гражданство.

Уильям Брумфилд. «Lost America. Тихая Америка». М.: Три квадрата, 2024. 112 с., ил.
Уильям Брумфилд. «Lost America. Тихая Америка». М.: Три квадрата, 2024. 112 с., ил.

Фотографии из «Lost America. Тихая Америка» были для Брумфилда «пробой пера», тренировкой перед отъездом в Россию. «В 1974 году я начал преподавать в Гарвардском университете в звании доцента, и именно там я узнал о фотографии. Несмотря на то что я верил, что Россия будет в центре моего внимания, я интенсивно фотографировал в Америке, стремясь раскрыть тайну заброшенных, разрушенных или, казалось бы, обычных мест», — вспоминал он.

В России Брумфилд изу­чал и много фотографировал северные малые города: Соликамск, Тотьму, Усолье, Чердынь, причем тогда еще не отреставрированные и не преображенные в привлекательные туристические объекты (впоследствии у него вышел фотоальбом Lost Russia).

Уильям Брумфилд. «Белая башня» (Водонапорная башня завола «Уралмаш»: М.B. Рейшер, 1929-1931).  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Белая башня» (Водонапорная башня завола «Уралмаш»: М.B. Рейшер, 1929-1931).
Фото: William Brumfield

Для книги об Америке он тоже выбрал провинцию — пять южных городков и Восточное побережье. Собранные в Lost America снимки очень разнообразны по объектам. На них можно увидеть: благородную часовню в Роксбери, классицистический портал полуразрушенного дома в том же городе, заброшенный домик-голубятню, тянущийся вдоль шоссе убогий придорожный самострой мелких торговцев, нелепо раскрашенные бетонные скульптуры. И если фотография «Воскресное утро в Голд-Косте» своей отчужденностью напоминает о живописи Эдварда Хоппера, то яркий «Столбик парикмахерского салона на Мэгэзин-стрит» кажется фрагментом картины художника поп-арта, а «Конкретный человек» с огромной человекообразной бетонной фигурой в центре — кадром из немого фильма ужасов.

Уильям Брумфилд. «Вторжение (бездорожье в округе Чатем)». 1977.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Вторжение (бездорожье в округе Чатем)». 1977.
Фото: William Brumfield

Но не только брошенные и руинированные дома, заросшие дороги, рекламные щиты и проржавевший грузовик привлекали и завораживали Брумфилда. В последней, пятой, главе книги — «Архейские мотивы» — он поместил съемку береговой линии залива Блу-Хилл недалеко от Бруклина (штат Мэн), где в объектив его камеры попали гранитные камни и водная гладь. Брумфилд увидел там, что «гранит сливается с морем, как геология сливается с мифом о сотворении мира». В этих фотографиях он был сосредоточен на фактуре камня, так похожей на облупившуюся краску и обрывки старых плакатов на стенах в Роксбери.

Картины запустения у Брумфилда совсем не депрессивные, и если и настраивают на философские размышления о бренности всего сущего и тривиальности обыденного, то не без юмора. «Изображение руин имеет глубокие традиции в искусстве Запада, как в живописи, так и в литературе. Как понял когда-то Уильям Водсворд, поэтический пейзаж с руинами стимулирует воображение, говорящее нам о судьбе и законе перемен. Этому посвящено его стихотворение „Строки, написанные недалеко от аббатства Тинтерн“».

Уильям Брумфилд. «Клуб Дорогомиловского химического завода архитектора Константина Мельникова». 2018.  Фото: William Brumfield
Уильям Брумфилд. «Клуб Дорогомиловского химического завода архитектора Константина Мельникова». 2018.
Фото: William Brumfield

Тема руин или почти руин находит частичное отражение и в книге «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда». Новаторскую архитектуру 1920–1930-х годов он начал снимать еще в те времена, когда эти памятники почти повсеместно старели и разрушались. Такого рода кадры смыкаются с фотографиями, запечатлевшими начало эпохи, когда отношение изменилось и в дело вступили реставраторы. Как водится у Брумфилда, в тот самый его объектив попадали не только признанные шедевры, но и малоизвестные постройки в разных географических точках — от Петербурга до Хабаровска. Собранные в единый альбом 225 черно-белых и цветных фотографий выглядят не просто обзором, а летописью, причем художественно осмысленной летописью.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+