В Москве тихо, чередой частных инициатив, отметили 50-летие знаменитой Бульдозерной выставки, которая состоялась 15 сентября 1974 года. Или, точнее, не состоялась: ее разгромили при помощи бульдозеров, грузовиков и поливальных машин. Но переломанные под колесами, гусеницами и ковшами картины как раз и сделали несостоявшуюся выставку переломной: шумиха, поднявшаяся в зарубежной прессе, заставила советские власти пойти на уступки художникам-нонконформистам. Им разрешили организовать ряд публичных экспозиций, а чуть позже — официально оформиться в качестве членов секции живописи при Московском горкоме графиков. Это позволяло держать «непокорных», то есть не желавших творить в русле соцреализма, художников под колпаком. Но в то же время, главное, лед тронулся: начался медленный процесс легализации неофициального искусства, которое впоследствии заняло подобающее ему место в музеях.
Реконструкция Бульдозерной выставки по случаю ее 50-летия прошла в то самое время в том самом месте — 15 сентября, после полудня, на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова (правда, былого пустыря, ставшего ареной противостояния, там давно нет). Масштаб был выбран нарочито неприметный, игрушечный: бульдозер на радиоуправлении давил распечатанные на принтере и стоящие на зубочистках-мольбертах картины Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Виталия Комара, Александра Меламида, Василия Ситникова и других. Задачи воспроизвести набор картин с документальной точностью не стояло (многие из них тогда, в 1974-м, были уничтожены, так что собрать и напечатать точные копии не представлялось возможным). Придумал и организовал микрореэнактмент художник Владимир Обросов, внук репрессированного советского врача Павла Обросова и племянник живописца Игоря Обросова. В исторической Бульдозерной выставке он участвовать не мог в силу юного возраста, но с 1982 года состоял в Горкоме графиков. Свою реконструкцию он назвал «Бульдозерным посевом». (Тут хочется напомнить, что 50 лет назад художников разогнали с пустыря под тем предлогом, что они якобы мешают проведению субботника и посадке саженцев, и в новом названии читается ирония по этому поводу.) «Бульдозерный посев» прошел в духе оптимистической альтернативной истории: бумажным картинам было хоть бы что, а вот игрушечный бульдозер то и дело ломался — у него отлетали гусеницы. Гвоздем программы стало появление на дороге настоящей поливальной машины, но в этот раз несанкционированная выставка была вне зоны ее видимости.
В цифровой вселенной появилась еще одна реконструкция Бульдозерной выставки. Ее разработчиком выступил медиахудожник Михаил Максимов, который часто работает в «жанре» видеоигр. Его проекты можно было видеть в российском павильоне на XVII Международной архитектурной биеннале в Венеции (2020), на биеннале «Искусство будущего» в Мультимедиа Арт Музее, Москва (2022), на выставке «Чародеи» в Доме культуры «ГЭС-2» (2023). На этот раз он презентовал в Сети вызывающую горькую улыбку игру-симулятор «Разгони выставку за 100 секунд». Гейм-плей от первого лица позволяет почувствовать себя водителем трактора, которому поручили разобраться с художниками, решившими показать свою живопись на открытом воздухе («просто работа такая»).
В годовщину Бульдозерной выставки о ней говорили в Зверевском центре свободного искусства (ранее — Зверевский центр современного искусства). Там собрались очевидцы, художники, искусствоведы. Непосредственный участник событий 1974 года Сергей Бордачев подключился по аудиосвязи. Он вспоминал, например, как Оскар Рабин повис на ковше бульдозера. Кстати, настоящий бульдозер работал в день паблик-тока и за стенами Зверевского центра, в прилегающем к нему Малютином саду. Ничего мистического: просто там прокладывают коммуникации к гаражу Константина Мельникова, где вскоре откроется Музей транспорта Москвы. Как поделился в беседе с нами директор Зверевского центра Алексей Сосна, несмотря на то, что тема Бульдозерной выставки кажется сегодня замыленной — многие читали и слышали о ней столько, что как будто сами стали очевидцами, — пропустить дату было нельзя. «В России 15 сентября стоило бы сделать Днем художника», — считает он.
А вот подобающе отметить 50-летие Бульдозерной следовало бы обстоятельной выставкой. Но крупные институции на это не пошли. Единственной, кто подготовил памятную экспозицию, стала галерея Q-ART. В их пространстве на территории кластера Artplay открылась первая часть проекта «Беляево — Измайлово», посвященная как раз Бульдозерной выставке (вторая же будет посвящена санкционированному властями показу картин в Измайловском парке, который состоялся 29 сентября 1974 года). Поскольку галерее важно продемонстрировать свое собрание во всей полноте, состав экспозиции вышел несколько странным. В ней, к примеру, представлены работы Элия Белютина и Эрнста Неизвестного, то есть художников, стоявших особняком от того круга, который заявил о себе на пустыре в Беляеве.
Бульдозерная выставка — одно из самых значимых событий в истории отечественного искусства XX века. Да и не только отечественного. Так, известный искусствовед Брюс Альтшулер включил ее — наряду с «Последней футуристической выставкой картин „0,10“», которую Казимир Малевич использовал для премьеры супрематизма, — в увесистый двухтомник, рассказывающий о главных экспозициях передового искусства Запада и Востока, начиная с парижского «Салона отверженных» 1863 года. Конечно, она достойна того, чтобы и на родине ее вспоминали не только в кулуарах.