18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Образ Москвы в работах двух влюбленных в нее фотографов

Сергей Борисов. «Полет». 1988. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Полет». 1988.
Фото: фонд Ruarts
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Московский музей современного искусства (MMOMA) совместно с фондом Ruarts представляет выставочный проект «Город сказка». В экспозиции сотня фотографий, и на каждой из них — удивительный, многогранный и очень привлекательный город

В проекте трое — два фотографа и один город. Фотографы — это Сергей Борисов (р. 1947) и Михаил Розанов (р. 1973). Город — Москва. Но есть нюанс, и этот нюанс делает выставку. Москва никакой не «один город». В зависимости от оптики в ней можно увидеть и разглядеть что угодно. А оптика (во всех смыслах слова) у Борисова и Розанова абсолютно разная. «Вместе Борисов и Розанов создают захватывающий и многогранный образ Москвы. Лирическое восприятие Борисова дополняет архитектурную элегантность Розанова, создавая богатое полотно, отражающее характер города», — говорит куратор выставки, арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов.

Михаил Розанов. Из серии «Город». 2023.  Фото: фонд Ruarts
Михаил Розанов. Из серии «Город». 2023.
Фото: фонд Ruarts

Уместно вспомнить характеристику, данную Москве Достоевским, — «город, где священные стены утопают в несвятом веселье». Михаил Розанов с его строгой академичной статикой отвечает за священные стены. На фотографиях Сергея Борисова столица населена удивительными персонажами и таит в себе множество непредсказуемых коллизий. В этом мире точно царит несвятое веселье.

Сергей Борисов. «Танец с выходом». 2020. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Танец с выходом». 2020.
Фото: фонд Ruarts

Оба фотографа не устают признаваться в любви к городу, который стал их главной моделью. «Я объездил полмира, но никогда не хотел жить где-то еще. Люблю Москву своего детства, с газировкой на углах улиц, Москву моей юности, со стилягами, и, конечно, теперешнюю, с ее поражающей воображение новой архитектурой» — это Борисов. Подхватывает Розанов: «Для меня Москва с ее набережными и высотками, смесью сталинской архитектуры с неоклассикой и модернизмом всегда строгая и парадная.

Михаил Розанов. Из серии «Мечта». 2019. Фото: фонд Ruarts
Михаил Розанов. Из серии «Мечта». 2019.
Фото: фонд Ruarts

Этот город создан для прогулок, его можно бесконечно рассматривать, мечтать и снимать». Можно было бы не подписывать эти цитаты, настолько они красноречиво описывают эстетический ракурс каждого из творцов. Поставить этих двух фотографов в параллель — не самая очевидная и потому интересная идея.

Сергей Борисов. «Прощание». 1996. Фото: фонд Ruarts
Сергей Борисов. «Прощание». 1996.
Фото: фонд Ruarts

В экспозицию вошло свыше 40 работ Михаила Розанова, которые создавались на протяжении десятилетия, и более 50 работ Сергея Борисова — от 1987 года до настоящего времени.

ММОМА на Гоголевском
«Город сказка»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+