18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы

Александр Подколзин. «Деревня Почево. Тарусский район». 1961.  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Александр Подколзин. «Деревня Почево. Тарусский район». 1961.
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам

Поселение на Оке, напротив Поленова, со второй половины XIX века начало превращаться в культурный оазис, куда из столицы сбегали на лето, а то и на всю жизнь самые разные слои русской интеллигенции. Наряду с поэтами и писателями, разумеется, художники. Иметь мастерскую в Тарусе — не только престижно, но и полезно для вдохновения. За полтора века тарусское художественное наследие стало огромным. Задача выставки, как рассказала нам одна из ее кураторов, арт-директор Vikhrovaart gallery Анна Вихрова, превратить понятие «тарусская школа» в такой же четкий искусствоведческий термин, как «барбизонская школа» или «парижская школа».

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Более 100 произведений из собрания «Нового Иерусалима», усадьбы «Поленово», Vikhrovaart gallery и частных коллекций демонстрируют труды поколений «тарусской школы», а также произведения тех, кто неразрывно связан с этими краями, — речь о Василии Поленове и Викторе Борисове-Мусатове. Несмотря на первый уровень ассоциаций, возникающих при слове «художники Тарусы», не стоит ожидать от проекта исключительно пейзажной живописи. Здесь собраны и портреты, и жанровые картины, а также абстракции, объекты и предметы декоративно-прикладного искусства. «Другая задача выставки, — уточняет Вихрова, — примирить в глазах зрителя два разнородных течения, параллельно существовавших в тарусских мастерских в ХХ веке: то, что мы условно можем назвать „официальным“ (реалистическое, импрессионистическое), и неофициальное, представителей „второго авангарда“. Мы показываем этих авторов вместе».

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Всего в 10 залах собрано 20 художников, для каждого из них получилась своего рода мини персональная выставка. Половина из этих авторов — современные, ныне живущие мастера, причем трое из них только что отпраздновали юбилеи, что и подало кураторам мысль о подготовке выставки. Это 80-летие художницы Ирины Старженецкой, 70-летие скульптора Анатолия Комелина, известного своей резьбой по камню, и 75-летие равеннского мозаичиста Марко Бравуры, который в Тарусе нашел вторую родину благодаря меценатской поддержке Исмаила Ахметова (он же — один из частных коллекционеров, предоставивших предметы для экспозиции).

Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Также на выставке представлены редко экспонировавшиеся работы Владимира Башлыкова, Николая Крымова, Игоря Купряшина, Александра Подколзина, Марии Якунчиковой и других мастеров. Внимание останавливает большая коллекция графики нонконформиста Эдуарда Штейнберга, чья мастерская несколько лет назад стала филиалом ГМИИ им. А.С.Пушкина в Тарусе. Специально для выставки создана инсталляция «Дома и имена Тарусы», которая расскажет посетителям о ключевых вехах становления города в качестве культурного полюса России.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Культурный полюс. Таруса»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+